ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РАСХОДЫ: НЕПОЗВОЛИТЕЛЬНАЯ РОСКОШЬ ИЛИ СУРОВАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ? Печать

В Волгоградской областной Думе  состоялся парламентский час  «О ходе реализации законов Волгоградской области в сфере  инвестиционной  деятельности в условиях экономического кризиса». Он был  организован комитетом областной Думы по экономической, инновационной политике, науке, промышленности и транспорту под председательством Владимира ЕФИМОВА. При обсуждении проблемы участники парламентского часа подробно остановились на  обсуждении инвестиционной политики  региона, путях ее совершенствования с учетом кризисной ситуации,   проанализировали эффективность и  проблемы реализации областного инвестиционного законодательства. Кроме того, рассмотрели работу венчурного фонда как инструмента стимулирования инновационной деятельности в регионе.

Прежде всего, было отмечено, что  госрегулирование инвестиционной деятельности  предполагает целенаправленное  воздействие федеральных и региональных органов власти на все стадии процесса расширенного производства с целью стимулирования предпринимательской, производственной, трудовой активности, ускоренного накопления капитала в приоритетных отраслях экономики, развития прикладной науки, техники, социальной сферы.

В числе мер государственного регулирования инвестиционной деятельности, действующих в регионе, первый заместитель главы администрации Волгоградской области Александр ШИЛИН назвал предоставление налоговых льгот, государственных гарантий, инвестиционного  налогового кредита, субсидирование процентных ставок, нефинансовые меры поддержки. Общий объем предоставленных налоговых льгот за прошлый год составил 1 млрд. 672 млн. рублей. Результат этого - прирост налоговых поступлений в консолидированный бюджет более  4 млрд. рублей.    Это, по словам вице-губернатора, говорит о высокой эффективности такого вида госпомощи как предоставление налоговых преференций. 50 процентов реализуемых прав на льготы  предприятия направляют  на финансирование программ социально- экономического развития области.

На сегодняшний день налоговыми льготами в регионе пользуются  только действующие предприятия. Однако областная администрация считает

необходимым с целью привлечения в регион новых инвесторов предоставлять льготы не только действующим, но и новым предприятиям, создаваемым специально для реализации инвестиционных проектов, и давать максимальную  льготу по налогу на прибыль - 13,5 процентов. Законопроект  с этими изменениями внесен в областную Думу. Также обладминистрация разработала новую редакцию закона о предоставлении льгот предприятиям при уплате налога на имущество.

Государственных гарантий - это другая форма инвестиционной поддержки - в 2008 году было предоставлено предприятиям области 1 млрд. 997 млн. рублей на газификацию области и другие цели. - Потенциал этого вида поддержки  не исчерпан, - заверил Александр ШИЛИН. - Более того, федерация делает акцент на использовании именно государственных  гарантий. - Однако, - заметил первый вице-губернатор, - здесь тоже есть сложности. Бюджетный кодекс предусматривает возможность  предоставление государственных гарантий без обеспечения, если гарантии предоставляются  без права регрессного требования. Учитывая возрастающие риски бюджета, в такой ситуации возможно  использовать уже апробированный механизм передачи в доверительное управление областной управляющей компании пакета акций организаций, реализующий инвестиционный проект.

В связи с кризисом приостановлено действие ряда положений Бюджетного кодекса РФ, касающихся размера обеспечения.  Если ранее обеспечение должно было составлять не менее 100 процентов от суммы гарантии, то сейчас субъектам предоставлено право  по своему усмотрению уменьшать  размер обеспечения. По действующему областному закону  о госгарантиях размер  обеспечения составляет  125 процентов и его снижение могло бы существенно облегчить получение госгарантий.  Такие изменения в действующие областные законы рассматриваются. Кроме того,  Президент страны  Дмитрий Медведев применительно  к поддержке промышленных предприятий уже констатировал непривлекательность государственных гарантий в форме субсидиарной ответственности, которая  не устраивала банки. Из-за чего из ранее выделенных 300 млрд. федеральных рублей на поддержку системообразующих предприятий ни рубля не использовано.  Президент страны предложил в рамках господдержки выдавать гарантии на условиях солидарной ответственности. Областной закон предусматривает  лишь субсидиарную ответственность.   Предоставление   госгарантий на основе солидарной ответственности  существенно повысит привлекательность гарантий перед банками.

Вопрос о предоставлении государственных гарантий обсуждался в областной администрации на комиссии по обеспечению стабильного  функционирования экономики и соцсферы. - Несмотря на то, что предоставление бюджетных гарантий - это определенный риск для бюджета региона, - другого варианта нет, - заявил Александр ШИЛИН, -   риски нужно принимать и работать в этом  сегменте.

Депутат Сергей БУЛГАКОВ предложил упростить процедуру получения госгарантий для местных сельхозпредприятий, много лет рентабельно работающих в животноводстве, добросовестных налогоплательщиков, занимающихся реконструкцией комплексов. Таким предприятиям очень сложно получить банковские кредиты и еще сложнее заручиться бюджетными гарантиями. Депутат предложил законодательно упростить процедуру получения госгарантий под строительство новых животноводческих комплексов и покупки нового сельхозоборудования. Владимир КАБАНОВ поддержал это предложение, тем более что «по такой схеме развивалось преуспевающее ныне предприятие «Сады Придонья».

На 1 января 2009 года в областной Реестр инвестиционных проектов включено 67 инвестиционных проектов. С учетом реалий, к сожалению, две трети проектов, заявленных в 2007 - 2008 году приостановлены. В основном это проекты в строительной отрасли. Хотя есть и положительные примеры. Локомотивом инвестиционного сотрудничества было названо предприятие «ЕвроХим» - одно из немногих предприятий в регионе, не приостановившего выполнение инвестпроекта стоимостью 80 млрд. рублей. Сегодня подготовлена заявка на получение федеральных  5,3 млрд. рублей на строительство  социальной инфраструктуры в Котельниковском районе.

Владимир КАБАНОВ считает совершенно правильным выбор проекта «ЕвроХима» главным для области, так как это «огромные деньги», благодаря которым Котельниковский район может стать не дотационным, а субъект получит серьезную экономическую поддержку. Этот проект красноречиво демонстрирует  всю важность и роль инвестиций в развитии региона.

Отдельным вопросом депутаты обсудили эффективность инвестиционного законодательства региона. По словам заместителя  губернатора Александра ПЛОТНИКОВА, законы об инвестиционной деятельности и государственных гарантиях в прошлом году сработали нормально. Не заработал залоговый фонд, так как не смогли насытить его материальными ресурсами. В условиях кризиса  администрация подготовила поправки в инвестиционные законы, в частности, по предоставлению льгот при уплате налога на прибыль. - Действующая сетка прироста прибыли от 15 до 50 процентов, от чего зависит размер льготы, в этом году не сработает, - пояснил вице-губернатор, - так как прибыль на предприятиях уменьшается.  Новые поправки предусматривают даже при некотором снижении налоговой базы давать льготу, и максимально льготировать при сохранении налоговой базы. Цель корректировки закона - простимулировать предприятия и избежать потери.

При обсуждении работы венчурного фонда депутаты поинтересовались эффективностью работы недавно открытого областного бизнес - инкубатора, который считается одним из элементов  инновационной инфраструктуры и одной из форм поддержки малых предприятий, представивших инновационные проекты. В открытие бизнес-инкубатора было вложено 30 миллионов бюджетных региональных  рублей, созданы более 150 рабочих мест. Владимир КАБАНОВ поддержал предложения депутатов Николая ПАРШИНА и  Олега ПАХОЛКОВА в  ближайшее время побывать в бизнес-инкубаторе, чтобы «воочию убедиться в эффективности работы предприятия».

Кроме этого у депутатов были вопросы и по качеству работы самого венчурного фонда, в котором все вложенные бюджетные средства, по мнению депутатов,  идут фактически на содержание управленческого персонала, а «не  вкладываются в реальные проекты».

- Депутаты трех предыдущих созывов областных Дум, - высказал свое мнение Владимир КАБАНОВ по поводу инвестиционного законодательства региона, - заложили очень хорошую законодательную базу. Однако есть еще и другие факторы, влияющие на формирование имиджа инвестиционно - привлекательного региона и над ними нужно еще работать.

С мнением председателя областной Думы согласился Владимир ЕФИМОВ. - Мало принять хорошие законы,  - сказал он, - надо уметь их применять. И здесь без плотного взаимодействия с исполнительной властью не обойтись. Изучая аналитические материалы рейтинговых агентств в разделе инвестиционных рисков, Волгоградский регион занимает 20 - ое место. Причем общий результат  ухудшают  ни законодательный и экономический показатели, по которым мы - в лидерах, а криминальные, управленческие, экологические и другие риски. Больная тема - региональная тарифная политика, от которой напрямую зависит инвестиционная привлекательность субъекта. В силу этого  активность инвесторов в регионе столь низка.

В проекте решений парламентского часа отмечено, что анализ применения регионального инвестиционного законодательства  выявил низкий уровень  эффективности его реализации.  В 2007-2008 годах госгарантии получили четыре организации,  налоговыми преференциями в 2008 году воспользовались лишь две организации.   Залоговый фонд не сформирован. В целом  на протяжении последних лет в Волгоградской области наблюдается сравнительно низкая       инвестиционная активность.  Такое положение сложилось из-за  длительности процедур согласования и принятия решения об оказании господдержки инвесторам, отсутствия инвестиционной программы развития инженерной инфраструктуры Волгоградской области.

Говоря о венчурном инвестировании, депутаты отметили, что  «Фонд  содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно - технической сфере  Волгоградской области», финансируемый за счет бюджетных средств,  до настоящего времени, по сути не осуществлял своей деятельности.  Депутаты  считают,  что в условиях кризиса целесообразно направить эти деньги на оказание поддержки предприятий реального сектора экономки, которые являются добросовестными налогоплательщиками, обеспечивают занятость населения региона.

Депутаты предложили областной администрации внести  в региональный бюджет средства на  поддержку промышленных предприятий согласно закону, принятому в конце прошлого года (в последних поправках бюджета, представленных администрацией области в Думу, такие средства предусмотрены); предусмотреть средства на помощь предприятий реального сектора экономики,  сформировать залоговый фонд.   Внести необходимые поправки в областное законодательство для активизации и  стимулирования инвестиционной деятельности; обязать венчурный фонд в рамках его устава  в условиях экономического кризиса использовать бюджетные средства в соответствии  с уставом этой организации; инициировать создание особых экономических зон на территории области.

Прокурору области предложено провести проверку  деятельности некоммерческой организации «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно - технической сфере Волгоградской области» с 2006 года по настоящее время.