ДЕПУТАТЫ ОБЛДУМЫ: КАК СБЕРЕЧЬ ЭНЕРГИЮ? Печать

thumb_091112ek11 ноября на базе учебного центра «Волгоградэнерго» (п. Калинин, Среднеахтубинский район) состоялась научно-практическая конференция на тему «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности». В мероприятии приняли участие депутаты Государственной Думы, депутаты Волгоградской областной Думы, руководители администрации Волгоградской области, главы муниципальных образований, директора промышленных предприятий.

Фотогалерея

Сбережение энергии – важнейшее направление государственной экономической политики Российской Федерации. Задача повышения энергоэффективности и снижения энергоемкости была поставлена в одном из первых Указов, подписанных Президентом Д. А. Медведевым. Этой проблеме было посвящено прошедшее в июле 2009 г. заседание Госсовета, а также недавнее заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики и президиума Совета по науке, технологиям и образованию. Депутатами – членами партии «Единая Россия» совместно с Правительством РФ разработан и внесен в Госдуму законопроект "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности".

Целью проведения конференции в Среднеахтубинском районе, инициированной Волгоградской областной Думой, являлась возможность обсудить перспективы регионального энергообеспечения.

Необходимость такой конференции, по словам председателя Волгоградской областной Думы Владимира Кабанова, продиктована временем. Огромные потери энергии в электро- и теплосетях, которые в итоге вынуждено оплачивать население, к тому же, в условиях постоянного роста тарифов, побуждает власти региона активно искать пути решения данной проблемы.

«Сегодня мы несем 40-50% потерь в теплосетях, - приводит статистические данные председатель комитета Волгоградской областной Думы по экономической, инновационной политике, науке, промышленности и транспорту Владимир Ефимов, - а это - теплопотери, которые полным рублем оплачивается населением. Естественно, возникает вопрос: как это преодолеть? Безусловно, без инновационных разработок сделать этого невозможно. По этой причине нашим партнером конференции является «Национальная инновационно-техническая палата», возглавляет которую депутат ГД Сергей Колесников. Мы рассчитываем, что проведение конференции даст не только информационный повод озаботиться проблемой, она заботит всех давно, но и проанализировать, как внедрить эти разработки на уровне муниципалитетов и реально пойти по пути снижения нагрузки тарифной для населения. Вот цель нашей конференции: внедрение новых разработок».

Основное направление, над которым сегодня планируют работать депутаты облдумы, - это снижение потерь и прекращение воровства энергии, то есть, повсеместный ее учет. Сегодня довольно много проблем, к примеру, с учетом потребления электричества. И давно назрела необходимость внедрения системы автоматического контроля над объемом электроэнергии, которую тратит каждый потребитель, начиная от крупного предприятия, и заканчивая обычной семьей. Такая модель широко используется во всем мире. «Как только мы поставим всем счетчики и будем учитывать количество потребленной воды, тепла, энергии, это, в свою очередь, будет стимулировать людей экономить», - считает Владимир Ефимов. - Я бы рекомендовал всем горожанам и жителям области себе поставить счетчики, хотя и не основываться на показания при расчетах. А для себя посмотреть: сколько реально люди потребляют и примерно оценить, платит он больше или меньше. Уверяю, большая часть населения примет это решение для себя, чтобы перейти на двухставочный тариф по электроэнергии в последствии, когда ночью электроэнергия будет стоить дешевле, должна стоить, а днем дороже, на оценку потребления воды, потому что по среднему, если у человека нет какого-то производства в доме, он не расходует того количества воды, за которое платит по среднему показателю».

Переход на энергосберегающие технологии, в частности, в освещении, о которых сейчас много говорится и на федеральном уровне, открывает немало перспектив. Во-первых, это обещает высвобождение электромощностей, которых уже сейчас не хватает. Во-вторых, мы будем в разы меньше платить за потребляемую энергию, потому что меньше ее будем тратить, что, в свою очередь, снизит нагрузку на бюджет. Поэтому муниципалы, уверены депутаты облдумы, должны быть заинтересованы в равной степени с населением в применении этих технологий на деле. Безусловно, для этого потребуются финансовые средства. В облдуме разрабатывается план создания программы для муниципалитетов по энергосбережению в рамках областного бюджета и в рамках муниципальных бюджетов с тем, чтобы давать им некое подобие кредита на внедрение этих мероприятий. По расчетам, окупаемость этих мероприятий составит один-два года. И в будущем муниципальным образованиям не придется обращаться в казну Волгоградской области с просьбой о компенсации потерь. Владимир Ефимов особо отметил необходимость внедрения энергосберегающих технологий в промышленности. «Энергоемкость нашей экономики чрезвычайно высока, что ведет к повышению стоимости наших товаров и, соответственно, снижению конкурентоспособности. Необходимо инвестировать средства в разработку собственных технологий и оборудования – сегодня это в буквальном смысле слова задача номер один», - уверен председатель профильного комитета облдумы.

 

Почему сегодня так остро ставится вопрос об энергосбережении? Отвечая на данный вопрос, следует помнить, что, во-первых, современная экономика России в настоящее время является весьма расточительной: Известно, что за счет простой экономии количество потребляемой в России энергии можно уменьшить на 40%. Другими словами, впустую у нас расходуется почти половина потребляемой электроэнергии. Во-вторых, в соответствии с планами экономического развития России к 2020 году должен быть обеспечен рост объема ВВП в 1,23 раза по сравнению с показателями 2007 года. Прирост ВВП потребует увеличения расхода энергии. Где взять эту энергию?

Самый, казалось бы, простой путь – увеличить объемы добываемого органического топлива (нефть, газ, уголь), но это потребует значительных капитальных вложений и времени.

Другой путь – стать рачительными хозяевами своей страны. Энергоемкость ВВП России превышает среднемировой показатель более чем в 2 раза, а по странам ЕС – в 3 раза. Проанализировав эффективность потребления топливно-энергетических ресурсов на каждом предприятии и используя отечественный и зарубежный опыт внедрения энергосберегающих процессов и технологий, можно выйти по энергоемкости ВВП хотя бы на среднемировой уровень. Безусловно, этот путь является более предпочтительным и ему сегодня уделяется особое внимание.

«Развитие энергетического комплекса и обеспечение энергетической безопасности области требуют своего решения на законодательном уровне, - рассказал спикер облдумы Владимир Кабанов. - На территории Волгоградской области действует закон «Об энергосбережении», который определяет основные принципы энергосберегающей политики области и эффективного использования энергоресурсов, а также регулирует отношения, возникающие в процессе производства и потребления топлива и энергии. В конце прошлого года разработана и нами принята Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года, определяющей энергоэффективность и энергосбережение основными приоритетами энергетической стратегии Волгоградской области. Но развитие регионального энергетического комплекса и обеспечение энергетической безопасности в долгосрочной перспективе будет зависеть не только от роста объемов выработки электроэнергии, но и от реализации мероприятий по энергосбережению как со стороны предприятий, так и со стороны населения». По мнению В. Кабанова, подготовка региональной программы по энергосбережению не займет много времени, так как соответствующие мероприятия реализуются в регионе уже более пяти лет. «Мы активно ведем работу по установке самых современных приборов автоматического контроля – это помогает снизить как расходы потребителей, так и потери от воровства электроэнергии. Идет внедрение энергоэффективных технологий, позволяющих снизить потери в сетях, доходящие сегодня порой до 30-40%. Следующий шаг – работа с «неэффективными» собственниками, с теми, кто не хочет играть по правилам, кто не платит за потребляемые ресурсы и не проводит модернизацию на своих предприятиях. Таких нужно законодательно принуждать к переменам, при этом стимулируя и поощряя тех, кто экономит, заботится об экологии, внедряет инновационные технологии». Одним из основных принципов энергосбережения является организация контроля над потреблением энергоресурсов, для этого на предприятиях следует проводить мероприятия по внедрению энергосберегающих технологий и составлению энергетических паспортов.

С целью обеспечения надежности и устойчивости регионального энергетического комплекса в Волгоградской области создан Координационный Совет по развитию энергетики Волгоградской области.

Снижение энергоемкости – это не только экономия энергоресурсов, уменьшение негативного воздействия на окружающую среду, снижение себестоимости и повышение конкурентоспособности продукции, но и возможность обеспечить ускоренное развитие экономики региона.

Существует еще один аспект задач энергосбережения, связанный с социальной обстановкой в регионе, отметили участники мероприятия. Это касается тарифов на энергоносители для конечных потребителей. Их постоянный рост не просто не способствует нормализации социального климата, а только обостряет его. Вызывает нарекания система теплоснабжения: система отопления и система горячего водоснабжения. Существующая система разводки теплоносителя, отсутствие надежных, дешевых счетчиков потребления тепловой энергии на каждом отопительном приборе вынуждает применять нормативный метод при оплате тепловой энергии на отопление. Этот метод не позволяет производить индивидуальный учет потребленного тепла и не стимулирует конечных потребителей (жильцов домов) к экономии потребляемой энергии.

Поэтому, принимая во внимание все эти аспекты и учитывая возрастающие тарифы, проблеме энергосбережения в нашей области должен быть придан особый статус.

«Сегодня необходимы согласованные действия областной власти, местного самоуправления, политических и общественных организаций, научных учреждений, бизнес-структур, направленные на решение целого комплекса проблем технического, технологического, топливного, территориального, организационного, нормативно-правового, научного сопровождения развития энергетической инфраструктуры регионального уровня», - отметил Владимир Кабанов.

Органы государственной власти Волгоградской области поддерживают внедрение энергосберегающих мероприятий и технологий в экономику области и будут в дальнейшем оказывать организационную, нормативно-правовую и экономическую поддержку при реализации энергоэффективных проектов не территории области.

К августу будущего года в каждом регионе России должна быть разработана собственная программа по энергосбережению и повышению энергоэффективности, заявил депутат фракции «Единая Россия» Государственной Думы РФ Сергей Колесников, выступая перед участниками межрегиональной научно-практической конференции. Это положение содержится в соответствующем федеральном законе, разработанном депутатами фракции «Единая Россия» и принятом на днях вщ втором чтении, отметил депутат. «После принятия данного закона будет внесено порядка 30 поправок в другие федеральные законодательные акты – это необходимо, так как повышение энергоэффективности должно происходить на всех уровнях, во всех отраслях. Только тогда можно будет говорить о реальной пользе для экономики нашей страны. Повышение энергоэффективности – это важнейшая задача, которую поставили перед нами и президент страны Дмитрий Медведев, и премьер-министр Владимир Путин», - подчеркнул Сергей Колесников.

 

Многие из крупных предприятий региона, уже имеющие опыт внедрения энергосберегающих технологий, поделились им на конференции. Цифры, наглядно свидетельствующие об экономии, инновационные проекты, примеры их реализации в других регионах – это и многое другое было представлено участникам мероприятия. Так как конференция проходила на базе учебного центра филиала ОАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго», гости и участники, среди которых были представители промышленных и научных кругов Южного федерального округа и г. Москвы, смогли также ознакомиться с тем, как идет модернизация энергообъектов филиала. Передовой опыт волгоградских энергетиков будет востребован в других регионах.

 

 

АСПЕКТЫ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ:

Энергоресурсы – реальный эквивалент богатства страны

 

Энергоэффективность – объективная предпосылка ускорения темпов роста промышленности, эффективного развития коммунальной, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры

 

ПОТЕНЦИАЛ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

 

Страна

Энергопотребление, млн.т.н.э.

Энергоемкость ВВП

США

2320,7

0,21

Япония

527,56

0,10

Италия

184,17

0,16

Франция

272,67

0,19

Германия

348,56

0,17

Великобритания

231,13

0,14

Канада

269,74

0,32

Россия

676,20

1,81

 

Энергоэффективность российской экономики в разы ниже, чем в развитых странах.

Структура российской экономики и геоклиматические условия ограничивают достижимый потенциал энергосбережения. Важным ограничивающим фактором выступают потери. Так, для российского климата достаточный уровень потребления условного топлива составляет 8 т на человека. Тем не менее при добычи 9 т на каждого жителя страны приходится только 4 т. Свыше половины составляют потери.

 

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

1. Население (жилищный фонд) – энергоэффективность и комфорт. Потенциал по теплу – 360 млн. Гкал и по электроэнергии 95 млрд. кВтч. – около 25% всего потенциала энергосбережения. К примеру, в Финляндии расход составляет 50кВТч на 1м3 жилой площади, в России, при тех же климатических условиях – 200 кВтч.

 

2. Энергетика и ЖКХ – наибольший потенциал – более 40% от общего потенциала повышения энергоэффективности.

 

3. Государственный сектор – наибольшая энергорасточительность. На объектах здравоохранения и образования технический потенциал снижения расхода тепловой энергии на нужды отопления составляет от 60 до 80%.

 

 

Итак, энергоемкость ВВП в России в разы превышает показатель развитых стран, а потери в теплоснабжении – более 50%. Дмитрий Медведев считает, что энергоэффективность в России можно повысить на 40%. Помочь этому должны 6 проектов по энергосбережению, которые обсуждались 30 сентября 2009 г. на совместном заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России и президиума президентского совета по науке, технологиям и образованию.

 

 

1. Проект “Считай, экономь и плати”: массовая установка приборов учета и регулирования электропотребления, которые позволят экономно расходовать энергию и платить меньше. Реализация проекта поможет снизить энергопотребление на 20%. При этом предполагается доведение доли потребителей, оснащенных приборами учета, до 80% на уровне дома через 3 года. В случае установки приборов учета население сможет, применяя бережливую модель потребления энергоресурсов, снизить долю расходов на коммунальные энергоресурсы даже при росте тарифов.

2. Проект “Новый свет”: поэтапная замена ламп накаливания на энергоэффективные световые устройства, включая развитие национального производства энергоэффективных заменителей, техническое регулирование поставляемой на рынок продукции, сопровождение передовых технологий.

3. Проект “Энергоэффективный квартал” предполагает снижение энергопотребеления и затрат на энергоресурсы и улучшение качества жизни посредством модернизации целых микрорайонов и небольших городов, тиражирования их опыта в последующем на всю территорию страны.

4. Проект по созданию энергоэффективного социального сектора: применение энергоэффективных технологий в госучреждениях, прежде всего в учреждениях здравоохранения и образования.

Задачи проекта:

Выработка тиражируемых решений для разных типов зданий;

Разработка комплексной программы повышения энергоэффективности объектов социальной сферы;

Отработка энергосервисных соглашений.

5. Проект “Малая комплексная энергетика”: повышение эффективности тепло- и электроснабжения потребителей за счет производства и внедрения энергоэффективного оборудования для локальной энергетики.

При условии замены 4500 объектов газовой генерации обеспечивается:

сокращение потребления в России к 2020 г. на 20 млн. т усл. топлива, в том числе до 2012 г. – на 0,7 – 1 млн. т усл. топлива, до 2015 г. – на 4 – 5 млн. т усл. топлива;

снижение себестоимости производимого для населения тепла и электричества в зависимости от региона до 30%;

частные инвестиции в программы – 1 трлн. Руб., на ту же сумму – заказ российскому машиностроению и стройиндустрии до 2020 г.;

снижение выбросов парниковых газов и оксидов азота на 80 млн. т к 2020 г., в том числе к 2012 г. – на 3 – 4 млн. т, к 2015 г. – на 16 – 20 млн. т.

6. Проект “Инновационная энергетика”: реализация прорывных проектов, связанных со сверхпроводимостью и использованием биотоплива. Дополнительно будут стимулироваться инновационные проекты, связанные с солнечной и водородной энергетикой.

 

СИСТЕМА ГОУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

 

1. Установка прямых требований к:

  • обороту товаров – прямой запрет ламп накаливания, маркировке товаров;
  • новому строительству и содержанию зданий в процессе эксплуатации;
  • содержанию жилищного фонда;
  • организации учета энергоресурсов;
  • проведению обязательного энергоаудита;
  • реализации региональных, муниципальных программ;
  • системе государственных закупок;
  • организациям с государственным и муниципальным участием, регулируемым организациям;
  • системе государственного информационного обеспечения;
  • образовательным программам.

2. Определение диспозитивных норм:

  • условия энергосервисных соглашений;
  • рекомендации по мероприятиям для региональных и муниципальных программ;
  • возможность и формы государственной поддержки.

3. Инструменты

  • система субсидий;
  • налоговые льготы;
  • возмещение процентов по кредитам;
  • регулируемые цены (тарифы);
  • энергосервисные соглашения;
  • региональные и муниципальные программы.

 

Проект «Инфраструктура России» предполагает необходимость построения качественно новой инфраструктурной системы транспортных и информационных коммуникаций. Эта система подразумевает под собой прежде всего все виды транспорта, нефте- газопроводы, энергетические комплексы, интеллектуальные транспортные системы и транспорт информации, а так же транспорт электроэнергии.

Проект «Инфраструктура России» должен стать опорной точкой реализации антикризисной программы Правительства Российской Федерации и формирования в России инновационной экономики.

Ожидаемые результаты проекта

  • Смена сложившейся модели экономического роста. Вместо «нефтяного» роста необходимо обеспечить переход к инновационному развитию.
  • Повышение энергоэффективности экономики.
  • Существенное увеличение объемов экспортных и транзитных перевозок через российские коммуникации;
  • Привлечение в инфраструктурные проекты частных инвестиций, в том числе на основе механизмов государственно-частного партнерства, создание новых рабочих мест;
  • Создание правовой базы для формирования единого информационного, транспортного пространства и применения инновационных технологий, которые обеспечат резкое повышение производительности и рентабельности инфраструктурных систем;
  • Завершение создания законодательно-нормативной базы для развития региональных национальных и транснациональных экспедиторских и операторских систем.

Задачи проекта конкретизируются в рамках составляющих его программах. Каждая из программ связана с определенной социально-политической или социально-экономической задачей, в решении которой развитие инфраструктурных комплексов является необходимым условием.

Программа «Энергетические потоки»

Обеспечение энергетической безопасности, доступности энергетических ресурсов для населения Российской Федерации и организаций в объемах, необходимых для устойчивого социально-экономического развития.

Обеспечение широкого внедрения энергосберегающих технологий (в промышленном производстве и жилищно-коммунальном хозяйстве), современных, в том числе инновационных технологий генерации и передачи (транспортировки) энергетических мощностей.

Нормативно-правовое обеспечение эффективного функционирования топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, внедрения объектов малой и альтернативной энергетики.
thumb_091111p_1 thumb_091111p_2 thumb_091111p_3
thumb_091111p_4 thumb_091111p_5 thumb_091111p_6
thumb_091111p_7 thumb_091111p_8 thumb_091111p_9
thumb_091111p_10 thumb_091111p_11 thumb_091111p_12
thumb_091111p_13 thumb_091111p_14 thumb_091111p_15
thumb_091111p_16 thumb_091111p_17