Залоговый фонд: парламентарии настаивают на депутатском контроле Печать

На прошедшем 23 мая 2013 года заседании Волгоградской областной Думы депутаты рассмотрели три законопроекта о внесении изменений в действующий региональный закон «О залоговом фонде Волгоградской области».
Предварительно проекты законов обсуждались на заседаниях комитетов областной Думы по бюджету, налогам и финансовой политике (председатель – Владимир Попов) и по экономической, инновационной политике, науке, промышленности и транспорту (председатель – Илья Кошкарев).

Два законопроекта, внесенные областными депутатами, направлены на расширение полномочий Волгоградской областной Думы в отношениях, связанных с формированием и использованием объектов областной собственности, входящими в состав залогового фонда.
Законопроектом, разработанным депутатами Владимиром Поповым, Анатолием Якуниным, Михаилом Таранцовым, Виталием Просвировым, Леонидом Титовым и Станиславом Коротковым, предлагается расширить полномочия Волгоградской областной Думы в отношениях, связанных с формированием залогового фонда. В частности, утверждать перечень залоговых объектов постановлением Волгоградской областной Думы по представлению Правительства региона. Кроме того, предлагается перечень имущества, предоставляемого инвесторам в обеспечение кредитных обязательств, отражать в региональном законе об областном бюджете.

Авторы другого свода поправок – депутаты Юрий Береснев, Сергей Булгаков, Владимир Ефимов, Владимир Кабанов, Алексей Сарафанов, Анатолий Якунин – предлагают изменить принцип формирования комиссии по отбору инвесторов для представления государственной залоговой поддержки. В частности, установить равное количество депутатов Волгоградской областной Думы и представителей от исполнительной власти региона. Цель – усилить контроль законодателей за распоряжением имущества залогового фонда. Также предлагается включить в конкурсную комиссию представителей Общественной палаты региона.

Кроме того, поправками предусматривается участие Волгоградской областной Думы не только в согласовании перечня объектов залогового фонда, но и в согласовании заключения договора о предоставлении господдержки в форме обеспечения обязательств инвестора залоговым имуществом.

По мнению авторов, внесенные коррективы конкретизируют порядок осуществления контроля областной Думой за выполнением уже заключенного договора залога. С этой целью предлагается по итогам полугодия и года представлять в областную Думу информацию о выполнении условий договора залога объектов залогового фонда, которая должна содержать сведения о наименовании инвестора, в обеспечение обязательств которого заключен договор залога объектов залогового фонда, составе имущества, подлежащего залогу, его рыночной стоимости, другая информация.

«После принятия бюджета, – отметил важность поправок Владимир Ефимов, – областная Дума фактически выключена из процесса ознакомления: как, и где участвует государственное имущество в качестве залога, какие риски законодательная власть должна будет разделить с исполнительной при предоставлении бюджетных государственных гарантий, либо государственного залогового имущества».

Представленные изменения, по словам их авторов, направлены на совершенствование механизма распоряжения областным имуществом залогового фонда с целью усиления общественного и парламентского контроля, снижения возможных коррупционных рисков, а также рисков, связанных с выведением отдельных объектов недвижимого имущества (государственных унитарных предприятий) из областной собственности.

Блок поправок, подготовленных региональным министерством по управлению госимуществом, касается, прежде всего, инвесторов, единственным учредителем которых является Волгоградская область или более 50% акций (долей) которых находится в государственной собственности Волгоградской области. Речь идет, прежде всего, о ГУПах. Профильное региональное министерство предлагает для таких потенциальных инвесторов исключить конкурсные процедуры при заключении инвестиционного соглашения, а также отменить предоставление встречного обеспечения исполнения обязательств перед залогодателем.

При обсуждении представленных поправок на заседаниях думских комитетов и областной Думы мнения разделились. В частности, региональное Правительство согласилось с предложением депутатов формировать конкурсную комиссию по отбору инвесторов на предоставление поддержки залоговым имуществом с равным представительством участников от законодательной и исполнительной власти региона.
А вот новый механизм участия областной Думы в согласовании заключения договора с инвестором о предоставлении господдержки залоговым имуществом областные чиновники не поддержали. Они сослались на усложнение и затягивание процедуры заключения договоров и реализации инвестпроектов. Такое же мнение высказали депутаты Анатолий Бакулин, Олег Болотин, другие парламентарии. Со своей стороны депутаты не одобрили инициативу регионального министерства освободить ГУПы от участия в конкурсах при заключении инвестсоглашений на пользование господдержкой имуществом залогового фонда.

Областная Дума рекомендовала принять три законопроекта с поправками в закон о залоговом фонде в первом чтении. По словам депутатов, спорные вопросы могут быть урегулированы соответствующими поправками ко второму чтению.

«Несмотря на то, что региональный закон о залоговом фонде был принят сравнительно недавно, – прокомментировал Владимир Попов, – уже поступило три свода поправок, которыми предлагается усовершенствовать этот закон. На мой взгляд, это связано, с одной стороны, с большим интересом инвесторов к этой процедуре – возможности получения кредитных ресурсов с помощью имущества залогового фонда, с другой – с необходимостью совершенствования действующего закона. Два законопроекта, «вышедших из-под пера» депутатов, близки: они усиливают контролирующую роль областной Думы за использованием государственного имущества, включенного в залоговый фонд. Солидное число поправок в действующий закон свидетельствует о большом интересе к документу. Я убежден, что в скором времени усовершенствованный закон будет полноценно работать. Значит, в область придут дополнительные инвестиции».