Целевое обучение поможет решить проблему дефицита кадров Печать

thumb osipov 150303thumb kuvichko 150303На днях в Волгоградской областной Думе прошла встреча руководителей волгоградских высших учебных заведений, органов исполнительной и законодательной власти на тему «Подготовка кадров образовательными организациями высшего образования для экономики региона». В мероприятии приняли участие спикер регионального парламента Николай Семисотов, а также депутаты Волгоградской областной Думы Наталья Семенова, Александр Осипов, Татьяна Бухтина и Анна Кувычко.

Поводом для разговора послужила ситуация, которая сложилась в Волгоградской области на протяжении последних лет – дефицит квалифицированных кадров в таких отраслях как строительство, медицина, образование.

Перед участниками с докладами выступили председатель комитета здравоохранения региона Владимир Шкарин, первый проректор ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России Виктор Мандриков и заместитель председателя комитета образования и науки Волгоградской области Иван Несмиянов. Выступающие рассказали, что проблему дефицита кадров в экономики региона может решить целевое обучение и целевой прием, которые направлены на подготовку квалифицированных специалистов, их трудоустройство и закрепление в регионе. Первоочередной задачей является четкое определение потребностей в тех или иных профессиях на предприятиях, а также наличие системы, направленной на социальную поддержку выпускников и их стимулирование.

В связи с этим, до 15 марта 2015 года в регионе будет создана рабочая группа для выработки механизма взаимодействия всех органов власти с высшими учебными учреждениями региона. В ее состав войдут также представители отраслевых союзов работодателей. На первое заседание муниципалитеты, вузы и профильные ведомства администрации Волгоградской области должны будут предоставить свои предложения по стабилизации ситуации.

Председатель комитета Волгоградской областной Думы по образованию, науке, делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Анна Кувычко

В обсуждаемом вопросе можно выделить два направления – профессиональное и высшее образование. Система профессионального образования, финансируемая за счет бюджетных средств, для нас понятна и эту ситуацию мы можем регулировать. Во втором же вопросе регион может лишь способствовать установлению взаимовыгодных контактов с учреждениями высшего образования, абитуриентом и предприятием, на котором будет работать студент. Необходимость создания рабочей группы чрезвычайно высока. Она должна стать тем инструментом, который позволит разработать механизм возможного участия региона, законодательной и исполнительной власти в процессе оптимизации усилий между всеми отраслями и вузами.

Председатель комиссии Волгоградской областной Думы по вопросам регламента и депутатской этики Александр Осипов

На прошедшей встрече региональный комитет здравоохранения показал нам, как может быть частично решена проблема дефицита квалифицированных кадров в сфере здравоохранения – целевые обучение и прием позволяют трудоустроить студентов и в дальнейшем быть в курсе их профессиональной деятельности.

В ходе обсуждения не совсем был понятен принцип взаимодействия «предприятие-вуз-студент». В частности, каков механизм отбора студентов предприятиями-заказчиками для контрактного обучения с последующим их трудоустройством: каким образом предприятие-заказчик будет выбирать студента, определять ему размер стипендии, оценивать его как работника на предприятии.

Важно определить востребованные профессии для региона. Четкий мониторинг позволит не только понять, сколько нужно узких специалистов, но и обеспечить их занятость на рынке труда. Такую работу должны провести профильные подразделения администрации Волгоградской области.

Согласно приведенной статистике, в регионе готовится более 10 тысяч управленцев и экономистов. Даже теоретически такое количество выпускников с одинаковой профессией не может быть востребовано. Создается впечатление, что некоторые высшие учреждения образования специально увеличивают количество мест на факультетах, чтобы ни в коем случае «не просесть» по численности.

Считаю, что в условиях реформирования высшей школы предстоит принять, возможно, и непопулярные меры. Например, создание единого федерального вуза численностью свыше 20 тысяч человек - объединение отраслевых вузов в некий классический с определенным снижением издержек стоимости самого обучения. Высшее образование должно быть эффективно, но не на бумаге, а по результату – я говорю о востребованности и качестве подготовки выпускников высшей школы – специалистов для экономики региона.