СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС РЕГИОНА: ГОТОВ ЛИ К ПЕРЕХОДУ НА САМОКОНТРОЛЬ? Печать

thumb_09092523 сентября 2009 года в Волгоградской областной Думе состоялся «круглый стол» по теме  «Равные возможности и общие интересы  при создании саморегулируемых организаций в сфере строительства в Волгоградской области». Мероприятие было проведено по инициативе думской фракции «Единая Россия» и организовано комитетом областной Думы по строительству, жилищно-коммунальной политике и дорожному комплексу под председательством Ангара ПОЛИЦИМАКО.

В работе «круглого стола» приняли участие председатели думских комитетов Ирина ГУСЕВА, Наталья ЛАТЫШЕВСКАЯ, Роланд ХЕРИАНОВ, руководители строительных компаний, специалисты  областной администрации и другие.

Актуальность темы обозначил Ангар ПОЛИЦИМАКО: «В связи с внесенными изменениями в  Градостроительный  кодекс РФ и 148-ой Федеральный закон, с 1 января 2009 года  прекращено предоставление лицензий  строительным, проектным организациям. А выданные ранее лицензии будут действовать до 1 января 2010 года. После этой даты  допуск к работе на строительном рынке получат  лишь те компании, которые  войдут в зарегистрированные саморегулируемые организации (СРО). В связи с этим, депутаты намерены  проанализировать ситуацию, сложившуюся в строительной отрасли Волгоградской области по созданию саморегулируемых организаций,  проблемы, возникающие у участников строительного рынка, а также  социально-экономические последствия при переходе от государственного регулирования к саморегулированию для региона в целом».

Новая структура - СРО - обязана самостоятельно установить правила ведения хозяйственной деятельности в строительной отрасли, контролировать их соблюдение, а также обеспечивать досудебное разрешение споров. Одна из главных функций саморегулируемой организации - контролировать качество строительных работ. В противном случае ей придется отвечать за брак перед третьими лицами и возвращать им деньги за причиненный ущерб из собственного компенсационного фонда. Он формируется за счет взносов членов организации. Введение новой системы позволит  обеспечить становление и развитие института саморегулирования в строительстве.  К тем, кто попытается продолжить свою профессиональную деятельность без лицензий, будут применяться строгие штрафные санкции, вплоть до уголовной ответственности.

Руководители строительных организаций, отраслевых объединений заверили, что они не имеют ничего против  СРО, они их уважают, и, несомненно, «рано или поздно строители в них вольются».

Но за оставшиеся три месяца до установленного законом срока все участники рынка не смогут вступить  в СРО.  В Волгоградском регионе  создание новых структур  идет со скрипом. Из 4 с лишним тысяч строительных предприятий только 10 процентов объединились в СРО. На сегодняшний день на территории региона зарегистрирована только одна саморегулируемая организация.   «На подходе»  регистрация второй по счету СРО, которая должна быть зарегистрирована на базе  некоммерческого партнерства «Строительный комплекс Волгоградской области».

Причин, тормозящих образование СРО, довольно много. Прежде всего, это деньги, которые надо внести при вступлении в организацию. Один только взнос в компенсационный фонд для одного вступающего составляет  от 300 тысяч до 1 миллиона рублей.    Не доработан, по мнению строителей, перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту  объектов капстроительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в части укрупнения, отсутствует единая политика в страховании членов саморегулируемой организации строительной сферы.  Не устраивают и  завышенные квалификационные требования к управляющему, инженерному персоналу, рабочим. В то же время руководители некоторых компаний, наоборот, считают требования низкими, что увеличивает риски и может привести к необоснованным выплатам из компенсационного  фонда СРО. Но самое главное - не все участники рынка прониклись ситуацией. А времени осталось очень мало. С 1 января следующего года, например, все бюджетные конкурсы по строительству различных объектов будут проводиться только для членов СРО.

По словам представителей зарегистрированной  в регионе СРО, строители понимают необратимость перехода к новой системе.  Однако для многих небольших компаний требования закона непосильные. «Во многих строительных фирмах, в частности,  работающих в районах области и выполняющих небольшие заказы стоимостью от 30 до 100 тысяч рублей, управляющий штат в целом меньше, чем прописано в законе. Поэтому им придется уйти с рынка, - высказался Ангар ПОЛИЦИМАКО. - На первый взгляд, это хорошо - останутся крупные надежные организации. Но они не пойдут в сельские районы, им это не интересно. Очень высокие требования к материально-технической базе - этим требованиям также соответствуют далеко не все компании».

С учетом этих обстоятельств, под ударом может оказаться малый и средний бизнес, который вынужден будет уйти из отрасли. Поэтому предприниматели предлагают продлить  срок действия лицензий до 2013 года, когда закончится кризис.  К этому времени они смогут плавно и безболезненно вписаться в новую саморегулируемую систему в строительстве.

Однако,  сторонники принципа «саморегулирования» на строительном рынке были  обеими руками «за» отмену лицензий. По убеждению  руководителей надзорных структур, поправки в Градостроительный кодекс преследуют две цели: демократизировать законодательство, убрать из-под контроля государства лицензирование. Но главное - вывести с рынка некачественно работающих конкурентов, недобросовестных застройщиков и покончить с низким качеством  строительных работ. Для этого и создаются СРО с компенсационным фондом, которые и будут отвечать за каждого члена организации своими деньгами.

Ангар ПОЛИЦИМАКО напомнил, что депутаты областной Думы давно предлагали вести базу данных недобросовестных застройщиков. Этот же «черный» список пригодился бы и при  принятии компаний в СРО.  «В целом я согласен, что переход к системе СРО необходим, но реформа должна быть постепенной, - убежден депутат. - Иначе проблемы, которые сегодня переживает строительный комплекс,  могут иметь негативные социально-экономические последствия для региона. Тысячи людей могут остаться без работы, ведь 148-ой федеральный закон был принят до кризиса. И об этом говорим не только мы, а так же наши коллеги из законодательных собраний других регионов».

По мнению участников «круглого стола», было бы правильнее  дать время всем участникам строительного рынка безболезненно войти в новую систему саморегулирования. Для этого требуется продление  переходного периода от госрегулирования к саморегулированию на несколько лет.

Это и другие предложения вошли в рекомендации «круглого стола». В частности,  Волгоградской областной Думе совместно с администрацией области предлагается выйти в Министерство регионального развития РФ  с предложениями подготовить поправки в федеральное законодательство в части уменьшения минимального числа организаций, необходимых для создания саморегулируемых организаций; уменьшения размеров взносов в компенсационный фонд для субъектов малого и среднего бизнеса; рассмотреть вопрос о параллельном существовании ранее выданных лицензий строительной деятельности до окончания их срока действия и допусков, выдаваемых саморегулируемыми организациями.

Администрации области  предлагается создать постоянно действующую рабочую группу с  привлечением депутатов, областных и городских чиновников, строителей, общественных организаций для оперативного проведения мониторинга сложившейся ситуации по созданию саморегулируемых организаций  в сфере строительства, проектирования и изысканий.

Окончательный вариант рекомендаций планируется подготовить в течение недели и вынести на рассмотрение фракции «Единая Россия» и на заседание областной Думы.

 

 
© Волгоградская областная Дума. Фракция ''Единая Россия'' 2009