Сергей Горняков: Областные парламентарии предлагают усовершенствовать федеральное законодательство. Цель – обеспечить безопасность людей на водных объектах РФ Печать

thumb gonryakov 141114Соответствующая инициатива рассмотрена на прошедшем сегодня, 26 мая 2015 года, заседании комитета областной Думы по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию территорий под председательством Сергея Горнякова. В работе приняли участие председатель областной Думы Николай Семисотов, депутаты Ирина Соловьева, Иван Мордвинцев, Александр Махин.

Представленным проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ответственности за нарушение правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации" предлагается внести ряд изменений в Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Коррективы направлены на совершенствование законодательного регулирования обеспечения безопасности людей на водных объектах Российской Федерации.

Депутаты подчеркнули, актуальность предлагаемых изменений обусловлена участившимися обращениями граждан с жалобами в отношении судоводителей маломерных судов, в том числе гидроциклов. Основная причина обращений, по словам разработчиков законопроекта, – грубое нарушение судоводителями правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 29 июня 2005 г. № 502, пренебрежение ими безопасностью окружающих и создание аварийно опасных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью граждан.

Самые распространенные нарушения при пользовании маломерными судами – управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном; нарушение правил эксплуатации судов; нарушение правил плавания и правил обеспечения безопасности пассажиров на маломерных судах, а также управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения. За 2014 год в Волгоградской области зафиксировано 1453 указанных правонарушений.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что в настоящее время Уголовным и Административным Кодексами Российской Федерации не установлена специальная норма, предусматривающая ответственность судоводителей за причинение различной степени вреда здоровью людей при нарушении правил эксплуатации маломерных судов. Это способствует безответственному поведению судоводителей на водоемах и безнаказанности лиц, совершивших правонарушения.

В связи с чем предлагается внести изменения в федеральное законодательство и установить административную и уголовную ответственность судоводителей за нарушение правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, повлекшее причинение различной степени вреда здоровью граждан.

Кроме того, в связи с участившимися случаями управления маломерными судами судоводителем, находящимся в состоянии опьянения (в 2013 году – 159 правонарушений; в 2014 году – 195 правонарушений) проектом федерального закона предлагается ужесточить административную ответственность за указанное правонарушение, предусмотрев наказание в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей и лишения права управлять судном на срок от одного до двух лет.

На заседании комитета были сказано, что концепцию законопроекта поддержала прокуратура Волгоградской области, Южная транспортная прокуратура. Сергей Горняков подчеркнул своевременность и актуальность внесенных предложений, ужесточающих ответственность за нарушение правил пользования маломерными судами и направленных на защиту здоровья и жизни граждан.

Комитет областной Думы по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию территорий рекомендовал областной Думе направить новый законопроект для получения официальных отзывов в Верховный суд РФ и Правительства РФ. После чего, согласно действующему законодательству, законопроект может быть внесен на рассмотрение в Государственную Думу ФС РФ.


Для информации.

По данным МЧС России за 2013 год зафиксировано 28 аварийных происшествий с маломерными судами, в результате которых погибло
25 человека, из них 1 ребенок в возрасте 5 лет, 9 человек пропало без вести,
15 человек получили увечья.

Из общего количества судов, с которыми произошли аварийные происшествия, 16 в результате аварий затонуло, 17 получили повреждения, на 12 судах отсутствовали спасательные средства, 9 аварий совершено лицами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения, у 13 граждан, совершивших аварии, не имелось удостоверений на право управления маломерным судном.

При проведении рыбной ловли произошло 12 аварий, из них 70 процентов аварийных происшествий – по причине опрокидывания и затопления маломерных судов в результате перемещения находящихся на борту людей (несоблюдение Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации), при этом погибло 6 человек, 2 человека пропали без вести и 2 человека получили увечья.

Основной причиной аварийных случаев в 2013 году явилось столкновение судов (11 случаев) и опрокидывание (10 случаев) в результате превышения скоростных режимов и неумелого маневрирования судоводителей.

В субъектах Российской Федерации за 2014 год зарегистрировано
5691 происшествий на водных объектах, что на 5,8 процента меньше, чем за 2013 год (6039 происшествий). При этом погибло 5043 человек.

В ряде субъектов Российской Федерации за 2014 год гибель людей на воде в сравнении с 2013 годом значительно снизилась, вместе с тем, при общем сокращении гибели людей на воде в отдельных субъектах Российской Федерации отмечен ее рост (в 14 субъектах Российской Федерации).

В 2014 году увеличилось количество детей погибших на водных объекта
с 328 до 367 человек.

Количество происшествий с маломерными судами за 2014 год составило 29 происшествий, количество погибших людей, связанное с эксплуатацией маломерных судов составило 17 человек, получили увечья 11 человек.

Основными причинами происшествий с маломерными судами является нарушение правил плавания, превышение скоростных режимов и неумелое маневрирование судоводителей, в результате которых происходили столкновения судов (10 случаев), затопления судов (8 случаев) и опрокидывания (7 случаев).

Четверть всех аварий произошла на судовом ходу, куда маломерным судам согласно пункту 145 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации заходить разрешается в исключительных случаях. При этом маломерное судно не должно затруднять движение судов и заблаговременно уходить с их пути.

Так, к примеру, только в Астраханской области в районе дельты реки Волги, начиная с 2006 года, произошла 41 авария маломерных судов,
в результате погибло 32 человека, 25 получили увечья, 6 судов затонуло,
16 – повреждено. Из 41 аварии 30 аварий произошло в результате столкновений, опрокидываний и ударов о подводные препятствия. Причиной всех аварий является несоблюдение скоростного режима.

Ежегодно, во многих субъектах Российской Федерации по причине нарушения правил пользования маломерными судами в местах неорганизованного отдыха на водных объектах граждане получают травмы и повреждения различной степени тяжести.