Леонид Титов: «Ежегодно мы наращиваем объем бюджетных средств на решение вопросов местного значения. Это политический вектор участия региона в этом вопросе» Печать
04.10.2013 10:04

thumb 121204titДепутаты регионального парламента приняли участие в состоявшемся 1 октября расширенном Пленарном заседании Общественной палаты Волгоградской области на тему "Местное самоуправление: становление, реформы, развитие". Совещание приурочено к 20-летию принятия Конституции РФ, установившей основы местного самоуправления в России, 15-летию ратификации Россией Европейской Хартии местного самоуправления и 10-летию принятия Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В работе приняли участие областные законодатели Леонид Титов, Сергей Булгаков, Тамара Головачева, Николай Курбатов, Александр Бирюков.

Участники совещания – депутаты, представители местной и региональной исполнительной власти, общественности, ученые, эксперты – подвели основные итоги десятилетней реформы, направленной на организацию системы местного самоуправления. Выступавшие подчеркнули огромное значение 131-го федерального закона, принятие которого обеспечило внедрение инновационной модели управления территориями и участие в этом процессе населения.

«Значимость принятого десять лет назад федерального закона бесспорна, – высказался председатель комитета областной Думы по организации государственной власти и местному самоуправлению Леонид Титов. – Создан четвертый – поселенческий – уровень власти, которая наделена полномочиями, финансами и правом управления. Люди поверили в эту власть – можно решать вопросы своей земли, своего населенного пункта».

Вместе с достижениями, докладчики отметили несовершенства муниципальной реформы, выявленные за прошедшее десятилетие. В частности, в числе вопросов, требующих дальнейшей серьезной доработки, председатель Правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Волгоградской области», глава городского округа город Михайловка Николай Семисотов назвал формирование стабильной и более совершенной законодательной базы по местному самоуправлению, четкое и оптимальное разграничение полномочий между уровнями публичной власти. «После принятия 131-го закона в 2003 году, – подчеркнул докладчик, – перечень вопросов местного значения для всех видов муниципальных образований расширился   практически в полтора раза, причем без соответствующего укрепления доходной базы местных бюджетов. Постоянно увеличивается количество госполномочий, делегируемых местному самоуправлению, причем подчас не обеспеченных достаточным финансированием, либо вовсе без такового».   Николай Семисотов считает, что дисбаланс между количеством местных полномочий и их финансовым обеспечением – одна из основных проблем, тормозящих полноценное развитие территорий. «За период реформирования в муниципальных районах количество полномочий выросло с 20 до 38, в поселениях – с 22 до 39. При этом не производится полная компенсация возросших расходов, а также расчет стоимости новых полномочий. В ряде случаев, на муниципалитеты возлагаются несвойственные для них обязанности, имеющие по своей природе общегосударственный или региональный характер», – сказал он.

Действующие межбюджетные отношения, по мнению Семисотова, фактически исключают возможность формирования бюджетов развития территорий. Также возрастает зависимость муниципальных образований от трансфертов из вышестоящего органа государственной власти.

«Финансовое положение муниципальных образований зависит не от их собственных усилий, а от финансовых возможностей субъектов РФ, от размера межбюджетных трансфертов и от налоговых доходов, передаваемых из бюджета РФ. С каждым годом муниципальные образования получают все меньшую долю «бюджетного пирога» страны, при этом государство возлагает на них все больше и больше обязанностей», – подчеркнул председатель Правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Волгоградской области».

На серьезную нехватку средств для исполнения муниципалитетами своих полномочий указал Леонид Титов. «По нашим оценкам, – привел данные депутат, – в Волгоградской области на решение вопросов местного значения требуется дополнительно порядка 40 млрд рублей. Не считая того, что в областном бюджете текущего года на эти цели запланировано 20 млрд рублей, столько же составляют собственные местные доходы. Очевидно, ежегодные расходы «на жизнь» муниципальным образованиям должны в 2 – 2,5 раза превышать объем средств, поступающих сегодня в местные бюджеты на решение вопросов муниципального значения».

Леонид Титов подчеркнул, что, несмотря на всю сложность задачи, областная и местная власть работает над ее решением.

«Ежегодно, – пояснил областной парламентарий, – при принятии регионального бюджета мы наращиваем объем средств на решение вопросов местного значения. Это политический вектор участия региона в этом вопросе. Финансирование региональной программы развития территориального общественного самоуправления – еще одна мера поддержки муниципалитетов. В следующем году на этот проект предлагается заложить в областной казне более 400 млн рублей вместо нынешних 340».

Масштаб задач, которые нужно решить для успешной реализации муниципальной реформы, огромен, отметил Леонид Титов. Областной парламентарий убежден, что оптимальный путь их реализации – донесение до федеральной власти вопроса о необходимости финансирования института местного самоуправления полным рублем.

 
© Волгоградская областная Дума. Фракция ''Единая Россия'' 2009