Владимир КАБАНОВ: "Модернизация экономики - приоритет региональной антикризисной политики" Печать
23.06.2010 10:31

thumb_kabanovМировой финансово-экономический кризис подтвердил необходимость в новых правилах экономической и социальной жизни общества. Ресурсно-сырьевой характер рос­сийской экономики и чрезвычайно высокая зависимость нашей страны от мировой рыночной конъюнктуры стали причинами резкого экономи­ческого спада. Если в докризисный период и при нормальных конъюн­ктурных ценах в стране наблюдался экономический рост, то в результате разразившегося кризиса обвал пре­взошел по своему размеру многие другие страны. Рецепт преодоления сложившегося положения и вывода экономики на новую траекторию развития видится, прежде всего, в переменах на всех уровнях общества. Значительная роль в этом процессе отводится субъектам РФ. Руковод­ством страны продекларирован тезис перехода к принципиально новому этапу в развитии федеративных от­ношений — этапу качественного повышения роли и ответственности регионов в экономическом развитии. Отмеченные тенденции можно проследить на примере проводимых областной властью мероприятий по стимулированию собственного про­изводства и модернизации экономи­ки нашего региона. Волгоградская область - один из крупнейших субъ­ектов РФ с развитой производствен­ной инфраструктурой и действующей системой программно-целевого управления региональной эконо­микой. В регионе обеспечена благоприятная атмосфера для инвесторов и пользователей объектов инвести­ционной деятельности, действуют институты государственно-частного партнерства — венчурный фонд и Центр трансфера технологий.

В то же время Волгоградская об­ласть, как и вся Россия, после 10 лет экономического роста столкнулась с серьезнейшими вызовами. Эконо­мический кризис, неизбежно веду­щий к падению производства, сниже­нию налоговых поступлений в бюд­жетную систему, росту безработицы, снижению доходов населения, усугу­бился недостаточной развитостью ряда административных и рыночных институтов, накопленными деформа­циями структуры экономики.

Наиболее болезненными пробле­мами оказались высокая зависимость от экспорта сырья и готовой про­дукции, импорта готовых товаров, сохранение низкой конкурентоспо­собности местных товаров обрабаты­вающих производств, недостаточная предпринимательская активность банков.

Многие европейские страны в кризисный период взяли за основу стимулирования собственной эко­номики политику «мягкого» протек­ционизма. Поддержка отечественных производителей на сегодняшний день является дальновидным решением в деле укрепления национального производства и благосостояния насе­ления. Кризис внес свои коррективы в дальнейшее развитие отдельных сегментов экономики нашей страны, обострил необходимость перейти от слов к делу в реализации мер по ее модернизации. При этом во главу угла ставятся задачи по увеличению отечественной составляющей в про­изводстве.

В Волгоградской области про­мышленность является важнейшим бюджетообразующим сегментом, в котором формируется до 60% доход­ной базы бюджета нашего региона. Снижение объемов промышленного производства обусловлено особен­ностями структуры волгоградского промышленного комплекса, где доми­нируют металлургия, машинострое­ние, химия, энергетика, т.е. отрасли, в наибольшей степени пострадавшие в ходе кризисных явлений. В целях поддержки этого сектора экономики в 2009 г. был принят областной закон, который предусматривает оказание государственной помощи в виде субсидирования процентной ставки рефинансирования по привлеченным кредитам, полученным промышлен­ными предприятиями в российских кредитных организациях в размере 1/3 ставки рефинансирования Цен­трального банка РФ. Поправками в областной бюджет, принятыми Вол­гоградской областной Думой, на эти цели выделено порядка 100 млн руб. Кроме этого, законом предусматрива­ется и такая форма государственной поддержки, как предоставление пред­приятиям государственных гарантий. Естественно, оказать помощь всем невозможно, т.к. в промышленности масштаб проблем и объем потреб­ности в финансовых ресурсах до­статочно велик, поэтому закон был разработан, исходя из реальных фи­нансовых возможностей региона. В качестве первоочередной меры такая государственная поддержка весьма своевременна.

В ежегодном Послании Федераль­ному Собранию РФ Президент РФ подчеркнул, что порядок осущест­вления инвестиций должен стать в нашей стране более комфортным. В целях реализации этих положений на региональном уровне продолжа­ется совершенствование областного инвестиционного законодательства. Разработан соответствующий закон, в котором предложена процедура по­лучения государственной поддержки инвестиционной деятельности, ми­нимизирующая административные барьеры и коррупциогенные факто­ры. Приняты законы «О залоговом фонде Волгоградской области», «О государственных гарантиях Волго­градской области», предусматри­вающие улучшение инвестиционного климата и упрощение механизма получения льгот на реализацию зна­чимых инвестиционных проектов.

К сожалению, на сегодняшний день достаточно много инвестпроектов в Волгоградской области приоста­новлено. Но, тем не менее, несмотря на сложное для экономики время ряд их продолжает реализовываться и намечаются новые. Основным на се­годняшний день является проект ООО «ЕвроХим-ВолгаКалий» по строитель­ству горнообогатительного комби­ната в Котельниковском районе. Проект несколько сокращен, но все же его реализация продолжается. Из новых инвестиционных предложений очень перспективное реконструкция и строительство второй очереди Волжского абразивного завода. Среди бизнес-планов предприятия — создание новой производствен­ной площадки с целью увеличения объемов выпуска карбида кремния. Он применяется в том числе и при изготовлении элементов солнечных батарей—источников альтернатив­ного вида энергии. В настоящее время вопрос энергосбережений и энер­гоэффективности — один из самых актуальных для развития российской экономики, и это не раз отмечали Президент РФ и глава Правительства РФ. Расширение производства карби­да кремния может дать импульс к раз­витию альтернативной энергетики, что очень перспективно для страны и, в частности, для Волгоградского региона, с учетом его климатических особенностей. Второе предложение завода касается новой продукции. Здесь планируется запуск производ­ства нового поколения огнеупоров из карбида кремния, которые необходи­мы в алюминиевой промышленности и сегодня поставляются только из-за рубежа. Тем самым завод представит отраслевикам 100% импортозаме­щающую продукцию.

Помимо оказания помощи про­мышленным предприятиям особая роль в антикризисных программах отводится малому бизнесу как основному источнику создания но­вых рабочих мест. Волгоградская об­ласть по количеству малых и средних предприятий на 100 тыс. жителей занимает 3-е место среди регионов страны, опережают ее только Москва и Санкт-Петербург. Естественно, что в регионе ведется постоянная рабо­та по развитию малого и среднего бизнеса.

На сегодняшний день бизнес-инкубаторы — наиболее эффек­тивная форма организационной поддержки субъектов малого пред­принимательства на начальном этапе их развития. В 2008 г. при активном участии областных властей был от­крыт областной бизнес-инкубатор для субъектов малого и микропред­принимательства, ставший третьим по счету в Южном федеральном округе. На площади в 3000 м2 разме­стились свыше 70 предприятий мало­го бизнеса с общей численностью работающих 150 человек. Здание оборудовано конференц-залом для проведения лекций и семинаров, пе­реговорными комнатами, оргтехни­кой для коллективного пользования. Стоимость арендной платы для пред­приятий устанавливается на льготной основе: в 1-й год размещения—60% от суммы аренды, 2-й год — 40%. В рамках бизнес-инкубатора также функционирует ЕвроИнфоЦентр — информационный терминал, через который обеспечивается доступ предпринимателей области к инфор­мационным ресурсам Евросоюза для поиска партнеров, расширения сбыта продукции и поставщиков. Также в нашем регионе впервые в Южном федеральном округе организовано некоммерческое партнерство «Ре­гиональный гарантийный фонд», предоставляющее малым предпри­ятиям поручительства по кредитам, получаемым в коммерческих банках.

Кроме того, в настоящее время в области успешно действуют 12 механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего пред­принимательства. Их реализация осуществляется за счет областного и федерального бюджетов. На финан­сирование данных мероприятий в 2009 г. направлено порядка 160 млн руб. Они пошли на субсидирование малым предприятиям процентной ставки по банковским кредитам на приобретение основных и пополне­ние оборотных средств, части затрат по договорам аренды помещений и объектов капитального строитель­ства и на сертификацию. Частично компенсировались затраты на оплату по договорам финансовой аренды, предоставлялись субсидии на возмещение расходов, связанных с выплатой вознаграждения по договорам поручительства. Востребованным явилось и субсидирование процентной ставки по кре­дитам, полученным сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами в банках. Впервые в этом году в регионе активно заработал механизм поддержки начинающих субъектов малого предпринимательства, с мо­мента государственной регистрации которых прошло не более 12 месяцев.

Часть проблем малого бизнеса призван решить областной закон «Об установлении предельного значения площади и срока рас­срочки оплаты при возмездном отчуждении недвижимого имущества, находящегося в го­сударственной собственности муниципальных образований Волгоградской области и арен­дуемого субъектами малого и среднего пред­принимательства». Кроме того, областными депутатами в 3 раза была снижена ставка налога для малых предприятий, которые специализи­руются на строительном или обрабатывающем производстве и пользуются упрощенной систе­мой налогообложения.

В этом году волгоградские парламентарии намерены выйти в Государственную Думу РФ с рядом законодательных инициатив, также призванных поддержать малый и средний бизнес. Прежде всего, это касается изменений в Налоговый кодекс РФ в части увеличения предельного размера доходов до 100 млн руб. и применения упрощенной системы налогоо­бложения, а также в части передачи субъектами РФ органам местного самоуправления полно­мочий по установлению упрощённого нало­гообложения индивидуальных предприятий на основе патента. Существует и необходимость корректировки правил размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Местные товаропроизводители должны участвовать в этих тендерах на приоритетных условиях.

Бесспорно, что интеллектуальный потенци­ал имеет решающее значение, поэтому одной из наиболее приоритетных задач, стоящих перед органами государственной власти, яв­ляется перевод экономики на инновационные рельсы. Во всем мире основным источником инноваций является малый и средний бизнес. Однако переход любого предприятия на инно­вационный путь развития требует значитель­ных финансовых затрат, связанных с покупкой оборудования, внедрения и производства новых технологий. Малые и средние предприятия в подавляющем большинстве не располагают достаточными финансовыми ресурсами и не могут обойтись без реальной помощи со сто­роны государства.

Серьезным тормозом на пути формирова­ния эффективной системы поддержки инно­ваций является отсутствие базового федераль­ного закона об инновациях и инновационной деятельности. Однако на региональном уровне соответствующее законодательство разработа­но и применяется — это областной закон «Об инновационной деятельности в Волгоградской области», а также долгосрочная целевая про­грамма «Развитие инновационной деятель­ности в Волгоградской области» на 2009 г. и на период до 2011 г. В настоящее время также рассматривается вопрос о снижении или вре­менной отмене налога на имущество для малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью.

На основе региональной законодательной базы последовательно реализуется комплекс мероприятий, направленных на создание об­ластной инновационной инфраструктуры, развитие принципиально новых механизмов финансирования инновационных проектов, создание рынка инноваций и благоприятной среды для инновационной деятельности.

В ходе реализации мероприятий, предусмо­тренных программой «Развитие инновацион­ной деятельности в Волгоградской области», будет продолжено дальнейшее совершенство­вание законодательной базы, регулирующей развитие инновационной деятельности регио­на, исследование и разработка новых перспек­тивных материалов и технологий наноуровня, стимулирование промышленных предприятий региона к использованию инноваций. Общий объем финансирования программы составит 629 409 тыс руб. Это средства федерального (по уже действующим программам) и об­ластного бюджетов, а также внебюджетных источников.

Еще одним элементом единой системы поддержки высокотехнологичных проектов малого и среднего бизнеса Волгоградской об­ласти является региональный венчурный фонд с капиталом 280 млн руб. Цель его создания заключается в развитии на уровне региона инфраструктуры венчурного (рискового) фи­нансирования субъектов малого предпринима­тельства в научно-технической сфере. Бюджет фонда формируется из нескольких источников: регионального бюджета, федерального бюдже­та и инвестиций, которые обязуется привлечь управляющая компания. Приоритетными на­правлениями для инвестирования являются альтернативная энергетика, энергетическое машиностроение, биотехнологии, фармацев­тика, медицинская техника и нанотехнологии, причем объем инвестиций на одну программу составляет 7-40 млн руб. Деятельность фонда способствует успешному претворению в жизнь интересных инновационных проектов.

Фактором, существенно ограничивающим рост региональной экономики, является вы­сокая энергоемкость промышленных произ­водств. В условиях наметившегося дефицита энергетических мощностей, возникших трудностей с передачей и распределением энергоресурсов вопросы энергосбережения и эффективного использования энергоресур­сов приобретают первостепенное значение. Реализация энергосберегающих проектов в значительной мере является альтернативой строительству новых энергетических мощно­стей, позволяющей минимизировать много­миллиардные бюджетные затраты.

Внедрение и продвижение энергосберегаю­щих технологий также требует государственной поддержки. В соответствии с областным за­коном «Об энергосбережении» одной из форм такой поддержки выступают льготы по налогам в части, зачисляемой в областной бюджет, для предприятий, выполняющих мероприятия по энергосбережению и производящих энерго­сберегающее оборудование.

Непосредственной реализацией в регио­не политики энергосбережения занимается ГУ «Волгоградский центр энергоэффектив­ности», основной задачей которого является осуществление практических мер по переводу экономики Волгоградской области на энер­госберегающий путь развития и снижение по­требления энергоресурсов. Одним из решений проблемы стало использование безграничных возможностей возобновляемой природной энергии - солнечной и ветровой.

На примере Волгоградской области подня­тый Президентом РФ вопрос о новых альтерна­тивных источниках энергии особенно актуален. Количество солнечных дней в году у нас дости­гает 120, а по величине среднегодовой скорости ветров и их продолжительности область зани­мает 2-е место в стране. Естественно, исходя из климатических особенностей, в регионе уже делаются практические шаги в этом направле­нии. «Программа внедрения нетрадиционных и возобновляемых источников энергии на территории Волгоградской области на 2007-2010 годы» была разработана и утверждена 2 года назад и в настоящее время реализуется в соответствии с намеченными сроками.

В 2008-2009 гг. введены в эксплуатацию сразу несколько значимых объектов. В их числе - солнечные водонагревательные уста­новки в центральных районных больницах Серафимовичского, Еланского и Ленинского районов. На сегодняшний день гелиосистема Ленинской центральной районной больницы является самой крупной в России. Благодаря двум автономным ветроэлектростанциям электрифицирован ряд поселков Калачевского района. Для освещения еще одного удаленного от централизованных электрических сетей объекта - наплавного моста через реку Хопер в Урюпинском районе - используется миниГЭС волнового типа. Эффективность вышеперечис­ленных объектов уже оценили как население, так и региональная власть. Результатом стала разработка двух документов: «Программы внедрения автономных ветроэлектростанций на территории Волгоградской области на 2009-2011 годы» и «Программы внедрения солнечных водонагревательных установок на объектах здравоохранения Волгоградской области на 2009-2011 годы».

По инициативе областной Думы в конце 2009 г. была организована научно-практическая конференция «Об энергосбережении и повы­шении энергоэффективности», в которой при­няли участие депутаты Государственной Думы РФ, областные парламентарии, руководители администрации области, главы муниципаль­ных образований, директора промышленных предприятий. Конференция позволила согла­совать действия областной власти, местного самоуправления, политических и обществен­ных организаций, научных учреждений, бизнес-структур по комплексному решению проблем технического, технологического, то­пливного, нормативно-правового и научного сопровождения развития энергетической инфраструктуры регионального уровня. К августу 2010 г. запланирована разработка ре­гиональной программы энергосбережения и поддержки инновационных технологий, что в совокупности с новым федеральным законом об энергосбережении и повышении энергетиче­ской эффективности позволит законодательно обеспечить дополнительные возможности по развитию энергоэффективной экономики.

Таким образом, постоянно совершенствуе­мая законодательная база, а также проводимые мероприятия по поддержке и созданию благо­приятных условий для развития областной производственной инфраструктуры позволили своевременно сформировать так называемую «подушку безопасности», снижающую нынеш­ние кризисные риски. Разработанная система мер позволит и в дальнейшем обеспечить стабильность развития областной экономи­ки. Являясь в то же время составной частью общефедеральной национальной программы, направленной на модернизацию экономики, стимулирование отечественного товаропроиз­водителя, восстановление внутреннего рынка, кооперацию на основе инноваций и инвести­ций, она даст возможность поднять нашу страну на новую, более высокую ступень развития.

журнал «Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование»,

№1 за 2010 год
 
© Волгоградская областная Дума. Фракция ''Единая Россия'' 2009