Владимир КАБАНОВ: "Модернизация экономики - приоритет региональной антикризисной политики" |
23.06.2010 10:31 |
Мировой финансово-экономический кризис подтвердил необходимость в новых правилах экономической и социальной жизни общества. Ресурсно-сырьевой характер российской экономики и чрезвычайно высокая зависимость нашей страны от мировой рыночной конъюнктуры стали причинами резкого экономического спада. Если в докризисный период и при нормальных конъюнктурных ценах в стране наблюдался экономический рост, то в результате разразившегося кризиса обвал превзошел по своему размеру многие другие страны. Рецепт преодоления сложившегося положения и вывода экономики на новую траекторию развития видится, прежде всего, в переменах на всех уровнях общества. Значительная роль в этом процессе отводится субъектам РФ. Руководством страны продекларирован тезис перехода к принципиально новому этапу в развитии федеративных отношений — этапу качественного повышения роли и ответственности регионов в экономическом развитии. Отмеченные тенденции можно проследить на примере проводимых областной властью мероприятий по стимулированию собственного производства и модернизации экономики нашего региона. Волгоградская область - один из крупнейших субъектов РФ с развитой производственной инфраструктурой и действующей системой программно-целевого управления региональной экономикой. В регионе обеспечена благоприятная атмосфера для инвесторов и пользователей объектов инвестиционной деятельности, действуют институты государственно-частного партнерства — венчурный фонд и Центр трансфера технологий. В то же время Волгоградская область, как и вся Россия, после 10 лет экономического роста столкнулась с серьезнейшими вызовами. Экономический кризис, неизбежно ведущий к падению производства, снижению налоговых поступлений в бюджетную систему, росту безработицы, снижению доходов населения, усугубился недостаточной развитостью ряда административных и рыночных институтов, накопленными деформациями структуры экономики. Наиболее болезненными проблемами оказались высокая зависимость от экспорта сырья и готовой продукции, импорта готовых товаров, сохранение низкой конкурентоспособности местных товаров обрабатывающих производств, недостаточная предпринимательская активность банков. Многие европейские страны в кризисный период взяли за основу стимулирования собственной экономики политику «мягкого» протекционизма. Поддержка отечественных производителей на сегодняшний день является дальновидным решением в деле укрепления национального производства и благосостояния населения. Кризис внес свои коррективы в дальнейшее развитие отдельных сегментов экономики нашей страны, обострил необходимость перейти от слов к делу в реализации мер по ее модернизации. При этом во главу угла ставятся задачи по увеличению отечественной составляющей в производстве. В Волгоградской области промышленность является важнейшим бюджетообразующим сегментом, в котором формируется до 60% доходной базы бюджета нашего региона. Снижение объемов промышленного производства обусловлено особенностями структуры волгоградского промышленного комплекса, где доминируют металлургия, машиностроение, химия, энергетика, т.е. отрасли, в наибольшей степени пострадавшие в ходе кризисных явлений. В целях поддержки этого сектора экономики в 2009 г. был принят областной закон, который предусматривает оказание государственной помощи в виде субсидирования процентной ставки рефинансирования по привлеченным кредитам, полученным промышленными предприятиями в российских кредитных организациях в размере 1/3 ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Поправками в областной бюджет, принятыми Волгоградской областной Думой, на эти цели выделено порядка 100 млн руб. Кроме этого, законом предусматривается и такая форма государственной поддержки, как предоставление предприятиям государственных гарантий. Естественно, оказать помощь всем невозможно, т.к. в промышленности масштаб проблем и объем потребности в финансовых ресурсах достаточно велик, поэтому закон был разработан, исходя из реальных финансовых возможностей региона. В качестве первоочередной меры такая государственная поддержка весьма своевременна. В ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ Президент РФ подчеркнул, что порядок осуществления инвестиций должен стать в нашей стране более комфортным. В целях реализации этих положений на региональном уровне продолжается совершенствование областного инвестиционного законодательства. Разработан соответствующий закон, в котором предложена процедура получения государственной поддержки инвестиционной деятельности, минимизирующая административные барьеры и коррупциогенные факторы. Приняты законы «О залоговом фонде Волгоградской области», «О государственных гарантиях Волгоградской области», предусматривающие улучшение инвестиционного климата и упрощение механизма получения льгот на реализацию значимых инвестиционных проектов. К сожалению, на сегодняшний день достаточно много инвестпроектов в Волгоградской области приостановлено. Но, тем не менее, несмотря на сложное для экономики время ряд их продолжает реализовываться и намечаются новые. Основным на сегодняшний день является проект ООО «ЕвроХим-ВолгаКалий» по строительству горнообогатительного комбината в Котельниковском районе. Проект несколько сокращен, но все же его реализация продолжается. Из новых инвестиционных предложений очень перспективное реконструкция и строительство второй очереди Волжского абразивного завода. Среди бизнес-планов предприятия — создание новой производственной площадки с целью увеличения объемов выпуска карбида кремния. Он применяется в том числе и при изготовлении элементов солнечных батарей—источников альтернативного вида энергии. В настоящее время вопрос энергосбережений и энергоэффективности — один из самых актуальных для развития российской экономики, и это не раз отмечали Президент РФ и глава Правительства РФ. Расширение производства карбида кремния может дать импульс к развитию альтернативной энергетики, что очень перспективно для страны и, в частности, для Волгоградского региона, с учетом его климатических особенностей. Второе предложение завода касается новой продукции. Здесь планируется запуск производства нового поколения огнеупоров из карбида кремния, которые необходимы в алюминиевой промышленности и сегодня поставляются только из-за рубежа. Тем самым завод представит отраслевикам 100% импортозамещающую продукцию. Помимо оказания помощи промышленным предприятиям особая роль в антикризисных программах отводится малому бизнесу как основному источнику создания новых рабочих мест. Волгоградская область по количеству малых и средних предприятий на 100 тыс. жителей занимает 3-е место среди регионов страны, опережают ее только Москва и Санкт-Петербург. Естественно, что в регионе ведется постоянная работа по развитию малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день бизнес-инкубаторы — наиболее эффективная форма организационной поддержки субъектов малого предпринимательства на начальном этапе их развития. В 2008 г. при активном участии областных властей был открыт областной бизнес-инкубатор для субъектов малого и микропредпринимательства, ставший третьим по счету в Южном федеральном округе. На площади в 3000 м2 разместились свыше 70 предприятий малого бизнеса с общей численностью работающих 150 человек. Здание оборудовано конференц-залом для проведения лекций и семинаров, переговорными комнатами, оргтехникой для коллективного пользования. Стоимость арендной платы для предприятий устанавливается на льготной основе: в 1-й год размещения—60% от суммы аренды, 2-й год — 40%. В рамках бизнес-инкубатора также функционирует ЕвроИнфоЦентр — информационный терминал, через который обеспечивается доступ предпринимателей области к информационным ресурсам Евросоюза для поиска партнеров, расширения сбыта продукции и поставщиков. Также в нашем регионе впервые в Южном федеральном округе организовано некоммерческое партнерство «Региональный гарантийный фонд», предоставляющее малым предприятиям поручительства по кредитам, получаемым в коммерческих банках. Кроме того, в настоящее время в области успешно действуют 12 механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Их реализация осуществляется за счет областного и федерального бюджетов. На финансирование данных мероприятий в 2009 г. направлено порядка 160 млн руб. Они пошли на субсидирование малым предприятиям процентной ставки по банковским кредитам на приобретение основных и пополнение оборотных средств, части затрат по договорам аренды помещений и объектов капитального строительства и на сертификацию. Частично компенсировались затраты на оплату по договорам финансовой аренды, предоставлялись субсидии на возмещение расходов, связанных с выплатой вознаграждения по договорам поручительства. Востребованным явилось и субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами в банках. Впервые в этом году в регионе активно заработал механизм поддержки начинающих субъектов малого предпринимательства, с момента государственной регистрации которых прошло не более 12 месяцев. Часть проблем малого бизнеса призван решить областной закон «Об установлении предельного значения площади и срока рассрочки оплаты при возмездном отчуждении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности муниципальных образований Волгоградской области и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства». Кроме того, областными депутатами в 3 раза была снижена ставка налога для малых предприятий, которые специализируются на строительном или обрабатывающем производстве и пользуются упрощенной системой налогообложения. В этом году волгоградские парламентарии намерены выйти в Государственную Думу РФ с рядом законодательных инициатив, также призванных поддержать малый и средний бизнес. Прежде всего, это касается изменений в Налоговый кодекс РФ в части увеличения предельного размера доходов до 100 млн руб. и применения упрощенной системы налогообложения, а также в части передачи субъектами РФ органам местного самоуправления полномочий по установлению упрощённого налогообложения индивидуальных предприятий на основе патента. Существует и необходимость корректировки правил размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Местные товаропроизводители должны участвовать в этих тендерах на приоритетных условиях. Бесспорно, что интеллектуальный потенциал имеет решающее значение, поэтому одной из наиболее приоритетных задач, стоящих перед органами государственной власти, является перевод экономики на инновационные рельсы. Во всем мире основным источником инноваций является малый и средний бизнес. Однако переход любого предприятия на инновационный путь развития требует значительных финансовых затрат, связанных с покупкой оборудования, внедрения и производства новых технологий. Малые и средние предприятия в подавляющем большинстве не располагают достаточными финансовыми ресурсами и не могут обойтись без реальной помощи со стороны государства. Серьезным тормозом на пути формирования эффективной системы поддержки инноваций является отсутствие базового федерального закона об инновациях и инновационной деятельности. Однако на региональном уровне соответствующее законодательство разработано и применяется — это областной закон «Об инновационной деятельности в Волгоградской области», а также долгосрочная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Волгоградской области» на 2009 г. и на период до 2011 г. В настоящее время также рассматривается вопрос о снижении или временной отмене налога на имущество для малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью. На основе региональной законодательной базы последовательно реализуется комплекс мероприятий, направленных на создание областной инновационной инфраструктуры, развитие принципиально новых механизмов финансирования инновационных проектов, создание рынка инноваций и благоприятной среды для инновационной деятельности. В ходе реализации мероприятий, предусмотренных программой «Развитие инновационной деятельности в Волгоградской области», будет продолжено дальнейшее совершенствование законодательной базы, регулирующей развитие инновационной деятельности региона, исследование и разработка новых перспективных материалов и технологий наноуровня, стимулирование промышленных предприятий региона к использованию инноваций. Общий объем финансирования программы составит 629 409 тыс руб. Это средства федерального (по уже действующим программам) и областного бюджетов, а также внебюджетных источников. Еще одним элементом единой системы поддержки высокотехнологичных проектов малого и среднего бизнеса Волгоградской области является региональный венчурный фонд с капиталом 280 млн руб. Цель его создания заключается в развитии на уровне региона инфраструктуры венчурного (рискового) финансирования субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере. Бюджет фонда формируется из нескольких источников: регионального бюджета, федерального бюджета и инвестиций, которые обязуется привлечь управляющая компания. Приоритетными направлениями для инвестирования являются альтернативная энергетика, энергетическое машиностроение, биотехнологии, фармацевтика, медицинская техника и нанотехнологии, причем объем инвестиций на одну программу составляет 7-40 млн руб. Деятельность фонда способствует успешному претворению в жизнь интересных инновационных проектов. Фактором, существенно ограничивающим рост региональной экономики, является высокая энергоемкость промышленных производств. В условиях наметившегося дефицита энергетических мощностей, возникших трудностей с передачей и распределением энергоресурсов вопросы энергосбережения и эффективного использования энергоресурсов приобретают первостепенное значение. Реализация энергосберегающих проектов в значительной мере является альтернативой строительству новых энергетических мощностей, позволяющей минимизировать многомиллиардные бюджетные затраты. Внедрение и продвижение энергосберегающих технологий также требует государственной поддержки. В соответствии с областным законом «Об энергосбережении» одной из форм такой поддержки выступают льготы по налогам в части, зачисляемой в областной бюджет, для предприятий, выполняющих мероприятия по энергосбережению и производящих энергосберегающее оборудование. Непосредственной реализацией в регионе политики энергосбережения занимается ГУ «Волгоградский центр энергоэффективности», основной задачей которого является осуществление практических мер по переводу экономики Волгоградской области на энергосберегающий путь развития и снижение потребления энергоресурсов. Одним из решений проблемы стало использование безграничных возможностей возобновляемой природной энергии - солнечной и ветровой. На примере Волгоградской области поднятый Президентом РФ вопрос о новых альтернативных источниках энергии особенно актуален. Количество солнечных дней в году у нас достигает 120, а по величине среднегодовой скорости ветров и их продолжительности область занимает 2-е место в стране. Естественно, исходя из климатических особенностей, в регионе уже делаются практические шаги в этом направлении. «Программа внедрения нетрадиционных и возобновляемых источников энергии на территории Волгоградской области на 2007-2010 годы» была разработана и утверждена 2 года назад и в настоящее время реализуется в соответствии с намеченными сроками. В 2008-2009 гг. введены в эксплуатацию сразу несколько значимых объектов. В их числе - солнечные водонагревательные установки в центральных районных больницах Серафимовичского, Еланского и Ленинского районов. На сегодняшний день гелиосистема Ленинской центральной районной больницы является самой крупной в России. Благодаря двум автономным ветроэлектростанциям электрифицирован ряд поселков Калачевского района. Для освещения еще одного удаленного от централизованных электрических сетей объекта - наплавного моста через реку Хопер в Урюпинском районе - используется миниГЭС волнового типа. Эффективность вышеперечисленных объектов уже оценили как население, так и региональная власть. Результатом стала разработка двух документов: «Программы внедрения автономных ветроэлектростанций на территории Волгоградской области на 2009-2011 годы» и «Программы внедрения солнечных водонагревательных установок на объектах здравоохранения Волгоградской области на 2009-2011 годы». По инициативе областной Думы в конце 2009 г. была организована научно-практическая конференция «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», в которой приняли участие депутаты Государственной Думы РФ, областные парламентарии, руководители администрации области, главы муниципальных образований, директора промышленных предприятий. Конференция позволила согласовать действия областной власти, местного самоуправления, политических и общественных организаций, научных учреждений, бизнес-структур по комплексному решению проблем технического, технологического, топливного, нормативно-правового и научного сопровождения развития энергетической инфраструктуры регионального уровня. К августу 2010 г. запланирована разработка региональной программы энергосбережения и поддержки инновационных технологий, что в совокупности с новым федеральным законом об энергосбережении и повышении энергетической эффективности позволит законодательно обеспечить дополнительные возможности по развитию энергоэффективной экономики. Таким образом, постоянно совершенствуемая законодательная база, а также проводимые мероприятия по поддержке и созданию благоприятных условий для развития областной производственной инфраструктуры позволили своевременно сформировать так называемую «подушку безопасности», снижающую нынешние кризисные риски. Разработанная система мер позволит и в дальнейшем обеспечить стабильность развития областной экономики. Являясь в то же время составной частью общефедеральной национальной программы, направленной на модернизацию экономики, стимулирование отечественного товаропроизводителя, восстановление внутреннего рынка, кооперацию на основе инноваций и инвестиций, она даст возможность поднять нашу страну на новую, более высокую ступень развития. журнал «Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование», №1 за 2010 год |