Работа над машинами. Как живет и развивается волгоградское машиностроение Печать

thumb_100611bakulinВ прошедшее воскресенье машиностроители отметили свой профессиональный праздник. Об успехах и проблемах отрасли и о том, что делает ре­гиональная власть для ее развития, корреспонденту газеты «Волгоградская правда» рассказал за­меститель председателя Волгоградской областной Думы, предсе­датель Координационного центра некоммерческого партнерства «Совет директоров промышленных предприятий и организаций Волгоградской области» Анатолий Бакулин.

- Анатолий Васильевич, завтра машиностроители отмечают свой профессиональный праздник - День машиностроителя. Чем они могут гордиться и какие, на ваш взгляд, перспективы ждут машиностроительную отрасль Волгоградской области?

- Машиностроение - отрасль базо­вая, и без нее экономика страны, реги­она не может нормально развиваться. Волгоградское машиностроение смог­ло пережить кризисные годы и сейчас успешно развивается. Судите сами. За­вод «Волгограднефтемаш», например, устойчиво наращивает темпы производства, а недавно на нем изготовили уникальную ректификационную колонну для производства бензина стандарта «ЕВРО-5». Производство на Волгоградском заводе буровой техники также набирает обороты. Входят в строй новые малые и средние предприятия машиностроительного комплекса. Например, завод «Пор­шень», который специализируется на производстве деталей и агрегатов станочного оборудования. Открыто предприятие по выпуску навесного сельскохозяйственного оборудова­ния, созданное на базе Красноармей­ского электромеханического завода. Готовится к наращиванию объемов автобусный завод «Волжанин»...

- Но реформы 90-х сильно всего ударили именно по машиностроению, а сегодня вы говорит о начале его возрождения, успешного развития...

- Дело в том, что в Волгоградской области была создана уникальная инженерная школа на базе вузов техникумов, системы ПТУ. Имен но благодаря науке, энтузиастам, увлеченным своим делом, которые прошли эту школу и сегодня трудятся на волгоградских предприятиях, наше машиностроение сохранилось и получило возможность двигаться вперед в новых рыночных условиях. Ведь неслучайно же к нам пришли французские инвесторы, которые собираются создать предприятие по производству сельхозтехники, - в регионе есть кому работать, есть грамотные специалисты. Это наше ключевое преимущество.

- А какие законода­тельные и организационные меры со сторо­ны власти смогут подстегнуть развитие этой важнейшей для региона отрасли экономики?

- В регионе принято эффек­тивное законодательство по инвестициям. Но сегодня на­зрела необходимость в законах, которые позволили бы стимули­ровать введение в строй новых предприятий, чтобы их продук­ция была конкурентоспособной и востребованной на рынке.

- Больным вопросом всег­да были цены на энергоноси­тели и электроэнергию...

- Для нашего региона - осо­бенно. Дело в том, что большин­ство машиностроительных предприятий Волгоградской области являются энергоемкими, любой скачок цен на электроэнергию больно бьет по себестоимости их продукции, снижает ее конкурен­тоспособность. Именно поэтому требуется принять кардинальное решение по электроэнергетике.

- Что-то уже делается?

- Был создан экспертный со­вет при региональном управле­нии по тарифам администрации Волгоградской области. Этот общественный орган принимает участие в формировании цен. К его работе привлечены лучшие энергетики. Вообще, поручение создать общественные советы при региональных и федераль­ных УРТ дал глава правительства Владимир Владимирович Путин, и здесь мы строго следуем его рекомендациям. Но как произ­водственник и промышленник с большим стажем считаю, что для заводов надо заморозить цены на электроэнергию хотя бы на 5 лет. Если мы хотим, чтобы наша промышленность развивалась, чтобы в регион устремились инвесторы, чтобы появились новые прорывные технологии, это просто необходимо.

- А как энергетиче­ская состав­ляющая вли­яет на инве­стиционный климат в на­шем регионе?

- Инвесто­рам ценовые скачки не нравятся. При такой неста­бильности им трудно оценить риски. А еще ин­весторы не понимают, почему их заставляют платить за подключе­ние к электрическим сетям. Это почти так же абсурдно, как если бы перед тем, как вы купите ка­кую-нибудь вещь, вам предложат заплатить за оборудование, на котором она была изготовлена. Над этой проблемой сейчас рабо­тают и администрация области, и Совет директоров предприятий и организаций региона.

- Получается?

- Конечно. Тем более, есть хо­рошая поддержка в лице первого вице-премьера Виктора Алексеевича Зубкова, который дал пору­чение Министерству энергетики поработать над этим вопросом.

- И тогда инвесторы вы­строятся к нам в очередь?

- Да, такие меры сделали бы Волгоградскую область инве­стиционно привлекательной не только в сфере машиностроения, но и всей промышленности.

Но кадровый вопрос также нельзя оставлять на втором плане. В регионе 40 крупных предприятий, и их руко­водители в один голос подтвердят, что главные инвестиции должны на­правляться в людей.

В совре­менном мире развиваются новые технологические направления - робо­тотехника, лазерная обработка материалов, электроника. По­этому промышленники должны скорректировать работу про­фильных вузов, посмотреть, какие знания сегодня наиболее востребованы. ВолгГТУ пытает­ся готовить специалистов по вос­требованным специальностям, но когда они приходят на про­изводство, многим, к сожалению, приходится учиться заново.

- У молодежи сформиро­валось мнение, что рабочий на заводе - это не престижно. Как изменить этот стереотип?

- Нужен целый комплекс мер - и профтехобразование модер­низировать, чтобы в училищах было современное оборудование; и работать над популяризацией профессии машиностроителя. В последнее время, например, на­бирают популярность конкурсы «Лучший по профессии». Про­водят их предприятия, а итоги подводятся на областном уровне. Число заявок растет в геометри­ческой прогрессии. Интересно, что раньше участвовали только классические профессии: токарь, сварщик, фрезеровщик, а теперь в этот список добавили про­граммиста, оператора станков с числовым программным управ­лением, другие специальности. Другой интересный конкурс, который проводят администра­ция области. Совет директоров и партия «Единая Россия», на­зывается «Инженер года». Среди заявок есть разработки, которые не имеют аналогов в мире. Луч­шие будут рекомендованы к вне­дрению в производство. Отрадно, что руководители предприятий начали уделять кадровой поли­тике серьезное внимание.

- Не могу не спросить про одно из самых инно­вационных предприятий региона - автобусный завод «Волжанин». Ведь вы были его основателем.

- Да, «Волжанин» очень много средств вкладывает в инновации, в развитие произ­водства, в разработки новых моделей автобусов. Поэтому есть интерес к ним со стороны потребителей. Не скрою, что это делает предприятие при­влекательным для инвесторов.

- А как складывается судьба совместного с индий­скими партнерами проекта по выпуску 3 тыс. малых автобусов?

- Проект реализуется. Вско­ре на завод поступит первая партия шасси, и новая модель начнет выходить в серию.

- Анатолий Васильевич, что бы вы пожелали своим коллегам, машиностроите­лям, в канун их профессио­нального праздника?

- В первую очередь, хочу поздравить ветеранов и сказать им большое спасибо за вклад в развитие волгоградского маши­ностроения. Благодаря им оно выстояло и сегодня успешно развивается. Я поздравляю всех, кто работает в маши­ностроении, их семьи с этим замечательным праздником, и желаю им семейного благопо­лучия, стабильной работы их предприятий и чтобы у всех машиностроителей была до­стойная зарплата.

«Волгоградская правда» № 180
от 24 сентября 2011 года

 
© Волгоградская областная Дума. Фракция ''Единая Россия'' 2009