Заместитель председателя Волгоградской областной Думы Анатолий БАКУЛИН провел прямую линию в редакции газеты «Волжская правда» (г. Волжский) и ответил на вопросы волжан. Темой разговора стали проблемы промышленных предприятий Волжского.
Вопрос молодой волжанки Ирины оказался панорамным: когда наладится работа местных предприятий?
А.Бакулин: Индустриальный комплекс гораздо сложнее часового механизма, чтобы можно было сесть и быстро его наладить. Промышленность у нас не парализована, она работает, но ситуация на разных заводах, конечно, отличается. На одних загрузка мощностей составляет сто процентов, на других двадцать. Разумеется, Волжский испытывает серьезные трудности, поскольку мировой финансовый кризис в первую очередь ударил по крупным промышленным центрам, а на нашей территории сосредоточено до 40 процентов промышленного потенциала Волгоградской области. Во многом он экспортно ориентирован, а это дополнительные проблемы, потому что платежеспособность и спрос зарубежных потребителей резко снизился. Да и на внутреннем рынке ситуация далеко не блестящая: аналитики отмечают общее падение объемов производства в России на 15 процентов.
К сожалению, кризисные явления совпали с активной реконструкцией большинства волжских предприятий. Одних это выбило из колеи, но другие, не смотря ни на что, продолжают не только производственный процесс, но и техническое перевооружение. Положительными примерами могут служить абразивный завод (нашел новые рынки сбыта за рубежом взамен утерянных в России), ОАО «Сибур-Волжский» (строит уникальную для нашей страны линию для производства вискозной нити), «Поршень». Много нового оборудования завозит подшипниковый завод, а волжские трубники наладили выпуск не характерной для них продукции - прямошовной трубы.
Другой вопрос - когда весь промышленный комплекс города развернется на полную мощь?
Это во многом зависит от правильной государственной политики по отношению к отечественному производителю, региональной поддержки предприятий. И на этом направлении, как видим, определенные усилия предпринимаются - в первую очередь для восполнения финансовых ресурсов, оборотных средств предприятий за счет оживления банковского сектора и обеспечения доступности кредитов. Важно, чтобы программы поддержки доходили до каждого конкретного предприятия.
Кризис принес много сюрпризов, рецепты от которых заранее не были известны, поэтому успех преодоления негативных последствий зависит от гибкости и оперативности федеральных и региональных решений.
Николай Таранов, инженер: Анатолий Васильевич, продолжает ли свою работу областной совет директоров?
А.Бакулин: Продолжает, причем с удвоенной энергией. Пять лет назад, когда меня избрали председателем этого совета, наше объединение насчитывало чуть более двадцати предприятий. Сейчас их свыше 120-ти. Значит, мнение скептиков относительно живучести этого координационного органа оказалось несостоятельным - совет востребован прежде всего управляющими менеджерами заводов и организаций, поскольку позволяет обеспечивать короткую и эффективную связь с местной исполнительной и законодательной властью, влиять на принимаемые ею решения. Благодаря такому сотрудничеству и взаимодействию разрабатываются и появляются на свет областные законы о гарантийной поддержке предприятий. Причем мы не разделяем крупный, средний и малый бизнес. Меры для развития малого предпринимательства не менее важны для экономики региона. Недаром Волгоградская торгово-промышленная палата является одним из ключевых участников совета директоров.
Если раньше мы собирались раз в полгода, то сейчас практически ежемесячно, и чаще всего на предприятиях Волжского. Руководителям заводов интересно и полезно своими глазами увидеть результаты реконструкции и техперевооружения на наших передовых промышленных объектах, поделиться опытом эффективных управленческих решений, организации труда. Чувствуется, что в кризисе наметился перелом и близится время нового витка развития промышленности. Об этом думают сейчас грамотные менеджеры.
Александр Викторович поинтересовался перспективами строительного комплекса.
А. Бакулин: Думаю, хорошие перспективы здесь связаны с реализацией федеральных программ, в частности, по переселению граждан из аварийного жилья и капремонту жилого фонда. И та и другая оценивается для Волжского примерно в 400 миллионов рублей. Город давно защитил свои заявки на участие в этих масштабных проектах и правительство обещало не сворачивать их финансирование. Однако определенная задержка с выделением денег все-таки произошла.
Я считаю очень важной мерой поддержки строительного комплекса также льготную ипотеку. Ведь у многих людей, в принципе, есть деньги: накопления на банковских счетах сейчас по Волгоградской области выросли с 58 млрд. до 70 млрд. Рублей. Надо дать желающим вложить средства в строительство новых квартир более льготный процент по ипотечному кредиту и твердые гарантии, что их не обманут. Депутаты областной Думы уже рассматривают возможность заложить в региональный бюджет 85 миллионов рублей для поддержки и оживления ипотеки.
Власть обязана включаться в решение проблем промышленности, от которой напрямую зависит состояние местной казны, а значит, все социально-экономические программы региона и муниципалитетов. Я считаю, в мэрии Волжского должен быть создан комитет по промышленности. И мэр Волжского Игорь Воронин обещал мне, что вскоре такая структуры в городе появится.
Аппаратчик Роман Елистратов сообщил, что был уволен с завода «Волжскрезинотехника» в результате сокращения. Спрашивает, почему ВРТ оказался в столь плачевном положении?
А.Бакулин: Действительно, «Волжскрезинотехнику» не назовешь примером эффективного противостояния кризису. В нашем городе это один из немногих примеров как раз обратного. На других заводах руководители находят гибкие пути для того, чтобы сохранить коллективы, вместе с профсоюзами включаются в федеральные антикризисные программы по снижению напряженности на рынке труда за счет организации временной занятости сотрудников. На ВРТ завезли много нового оборудования, занялись вроде бы реконструкцией, но финансовые проблемы перекрыли предприятию кислород. И там не наши лучшего способа, как существенно сократить персонал. Считаю, акционерам завода стоит задуматься о смене управленческой команды на более эффективную.
Кстати, официальная статистика показывает, что по уровню общей безработицы Волжский на фоне Волгоградской области выглядит успешнее всех, в чем немалая заслуга администрации городского округа, умело использующей ресурсы государственной поддержки. Недаром в президентском рейтинге эффективности управления муниципальными образованиями администрация Волжского заняла первое место.
Александр Николаевич беспокоится за внука: работал на автобусном производстве «Волжанин», но уже полгода как не у дел.
А.Бакулин: Проблемы на «Волжанине» являются отражением общих проблем автопрома, обострившихся на всех конвейерных предприятиях России и Европы в самом начале кризиса. Они напрямую коснулись и таких наших заводов, как «Волтайр-Пром», ВАТИ, ВРТ и других, обслуживающих автомобилестроителей. Сегодня, снизив объемы производства, они вынуждены работать в основном на вторичный рынок, то есть на рынок автозапчастей, а не на полноценный конвейер нового автопроизводства. «Волжанин» интегрирован в Европу и получает массу импортных комплектующих, с чем возникли проволочки. Сейчас руководство предприятия пересмотрело конструкцию своих машин с расчетом на российских поставщиков деталей. Костяк коллектива здесь сохранен и есть уверенность, что годовой план завод выполнит, с августа начнет работать в полную силу, а к концу 2009-го даже увеличит мощности по сравнению с прошлым годом. Ни один заказчик не расторгнул контракта с «Волжанином», понимая временные трудности предприятия. Не беспокойтесь за внука, без работы он не останется. |