Этот вопрос стал одним из обсуждаемых на очередном заседании фракции «Единая Россия» Волгоградской областной Думы, которое провел руководитель фракции Сергей БУЛГАКОВ. В работе приняли участие председатель областной Думы Владимир ЕФИМОВ, председатель Избирательной комиссии Волгоградской области Геннадий ШАЙХУЛЛИН, представители структурных подразделений администрации области.
Вопрос организации системы образования в регионе очень актуален в связи с начавшейся оптимизацией расходов на содержание отрасли. Депутаты считают необходимым сохранить действующую систему дошкольных и образовательных учреждений региона, педагогические кадры. Обсуждая этот вопрос, областные парламентарии акцентировали внимание на трех составляющих: малокомплектные школы, лицензирование образовательных учреждений и переход на новую систему оплаты труда педагогических работников.
По официальной информации комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области, с лицензированием образовательных учреждений по сравнению с началом учебного года ситуация улучшается: на 1 октября 2010 года лицензии на право ведения образовательной деятельности не имеют 118 дошкольных учреждений, 31 общеобразовательное, 8 – дополнительного образования. Всего – 157. На начало учебного года таких нелицензированных учреждений было 204.
С 2010 года все муниципальные общеобразовательные учреждения перешли на новый механизм оплаты труда педагогических работников с использованием механизма стимулирования результативности работы педагогов. Увеличилось число учителей, которые получают зарплату более 15 тысяч рублей. Это педагоги с высоким уровнем квалификации и результативностью. У начинающих учителей зарплата значительно ниже. Что касается малокомплектных школ, то за последние три года их количество в регионе сократилось с 669 до 526, при этом увеличилось число филиалов – с 28 до 99.
Как выяснилось, в некоторых районах области малокомплектные школы закрываются среди учебного года. Один из аргументов в пользу закрытия – оптимизация расходов на содержание отрасли. Депутаты считают это недопустимым. Прежде всего, потому, что ликвидация школы имеет серьезные социальные последствия, Кроме того, в структуре неэффективных расходов за 2008 год в образовательной отрасли – это два с половиной млрд рублей – на долю малокомплектной сельской школы приходится мизер. Цена вопроса по сохранению сети малокомплектных школ в сельских районах области – 61 млн рублей.
Один из вариантов решения вопроса сохранения сельских школ – создание сети филиалов от крупных образовательных учреждений с целью сохранения школы в каждом поселении.
Депутаты обозначили ряд вопросов, от которых напрямую зависит оптимизация расходов на образовательную отрасль и повышение качества образования. «Более половины неэффективных расходов приходится на содержание персонала, который не задействован в образовательном процессе, – проинформировала председатель комитета областной Думы Ирина ГУСЕВА. – Предлагается вывести за штат вспомогательный персонал, а также рассмотреть вопросы по созданию в муниципальных образованиях единых центров по техническому, жилищно-коммунальному обслуживанию образовательных учреждений. Такие центры уже работают в ряде городов».
Очень важным депутаты считают привлечение в сельскую школу молодых специалистов. Депутат Гасан НАБИЕВ считает, что для этого нужно повысить заработную плату молодым специалистам, как минимум до 15 тысяч рублей. «Повышение зарплаты – это нужный, но недостаточный шаг. Обеспечение жильем, – вот что могло бы кардинально изменить ситуацию с дефицитом педагогических кадров на селе», – убеждена председатель комитета областной Думы по здравоохранению, физической культуре и молодежной политике Наталья ЛАТЫШЕВСКАЯ.
«Эти и другие вопросы развития отрасли обсуждаются с исполнительной властью области, – сообщила Ирина ГУСЕВА. – Есть конкретные наработки. В частности, для обеспечения населения дошкольными образовательными учреждениями разрабатывается отдельная целевая, рассчитанная на три года, программа. Средства на ее реализацию, а также расходы на решение озвученных депутатами вопросов, также должны быть предусмотрены в региональном бюджете следующего года».
5 и более процентов
На прошедшем заседании фракции депутаты рассмотрели итоги мониторинга регионального законодательства в части приведения его в соответствие с федеральными законами. В частности, речь идет о Федеральном законе № 63-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и освобождением от сбора подписей избирателей политических партий, списки кандидатов которых получили депутатские мандаты в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации». Этот закон вступил в силу 27 мая 2010 года. В связи с этим требуется изменить действующее региональное законодательство в части обеспечения представительства в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов политических партий, за которые на региональных выборах проголосовало 5 и более процентов избирателей и освобождения от сбора подписей избирателей политических партий, представленных в указанных органах. |