9 июня в Волгограде прошло очередное заседание Волгоградского отделения Государственно-патриотического клуба Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», посвященное вопросам совершенствования законодательства в сфере торговли и защиты прав производителей сельхозпродукции. В его работе приняли участие координатор Волгоградского отделения клуба, депутат Волгоградской областной Думы, член фракции «Единая Россия» Леонид ТИТОВ, члены регионального политсовета Партии, депутаты областной Думы Роланд ХЕРИАНОВ, Александр БИРЮКОВ и Ирина ГУСЕВА, председатель комитета Волгоградской городской Думы по предпринимательству и потребительскому рынку Светлана ТИТОВА и председатель комитета по предпринимательству администрации Волгограда Александр ФРОЛОВ.
Члены клуба обсудили проекты двух федеральных законопроектов, разработанных фракцией «Единая Россия» в Государственной Думе РФ. Первый законопроект - «Об организации торговой деятельности на потребительском рынке» - направлен на повышение прозрачности взаимоотношений между производителями продукции и торговыми организациями, и поможет определить правовые основы таких отношений. Сейчас, по словам Роланда Херианова, «многие сети игнорируют интересы как производителей, так и потребителей, взимая с первых так называемую «плату за вход», перекладывая на них различные непрофильные расходы, бесконтрольно повышая торговые наценки, что оборачивается для россиян постоянным ростом цен на продукты питания и другие товары. Небольшие компании-производители, представители малого и среднего бизнеса, вообще не могут попасть со своим товаром на прилавки магазинов не только из-за крайне высокой «платы за вход», но и из-за того, что деньги за поставленный товар производитель может получить через 60, а то и через 90 дней - такую отсрочку зачастую «выбивают» для себя сетевики. Государство может и должно контролировать торговые процессы, и, когда необходимо, вмешиваться и наказывать нарушителей».
Закон поможет установить более прозрачные правила игры и облегчит малому и среднему бизнесу путь в магазины. В конечном итоге, это повысит уровень продовольственной безопасности страны, приведет к постепенному импортозамещению и положительно скажется на уровне цен. По мнению Ирины Гусевой, принятие закона также поможет сократить количество посредников-перекупщиков, которые сегодня, пользуясь несовершенством законодательства, также завышают цены, в том числе и участвуя в государственных аукционах на поставку различной продукции. Второй законопроект - «О внесении изменения в отдельные акты в связи с защитой прав производителей сельскохозяйственной продукции» - предполагает внесение ряда поправок в уже существующие законы, касающиеся поддержки региональных предприятий АПК. Изменения, в частности, должны коснуться упорядочения правил торговли сельхозпродукцией в городах, а также вопросов организации проверок качества данной продукции. Обсудив законопроекты, участники заседания Волгоградского отделения Государственно-патриотического клуба Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» приняли резолюцию, в которой предложили ряд своих поправок, повышающих роль региональных и местных властей в упорядочении торговой деятельности.
Резолюция заседания Волгоградского Государственно-патриотического клуба Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" на тему: "О совершенствовании законодательства в сфере торговли и защиты прав производителей сельскохозяйственной продукции"
г. Волгоград 9 июня 2009 года
Мы, участники ЗАСЕДАНИЯ, собрались с целью обсуждения и выдвижения дополнительные предложения по проектам федеральных законов "Об организации торговой деятельности на потребительском рынке" и "О внесении изменения в отдельные акты в связи с защитой прав производителей сельскохозяйственной продукции".
Адекватно оценивая состояние законодательства Российской Федерации в сфере торговли и защиты прав производителей сельскохозяйственной продукции, на наш взгляд, принятие рассматриваемых проектов законов позволит изменить отношение отечественного производителя продовольственных товаров и сетевых торговых организаций, создаст дополнительные возможности развития отечественного продовольственного рынка. Мы считаем, что в условиях мирового финансового кризиса нашей первостепенной задачей становится создание надлежащих условий функционирования аграрно-промышленного комплекса и торговой сферы Российской Федерации в целом, и Волгоградской области в частности.
На сегодняшний день вопросы продовольственной безопасности составляют один из аспектов национальной безопасности страны, поэтому мы, участники ЗАСЕДАНИЯ, поддерживаем законодательные инициативы наших коллег.
Обсудив законопроекты, предлагаем внести ряд изменений:
В проект Федерального закона "Об организации торговой деятельности на потребительском рынке":
N
п/п
|
N
статьи
|
содержание статьи
законопроекта
|
предложения
|
1
|
п.1
статьи 1
|
«Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с организацией торговой деятельности, определяет требования размещению торговых объектов и декларированию торговой деятельности, устанавливает особенности торговли отдельных видов, а также устанавливает полномочия органов государственной власти в области регулирования торговой деятельности»
|
Слова «полномочия органов государственной власти в области регулирования торговой деятельности» исключить. Одновременно необходимо дополнить следующим содержанием «полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности»
|
2
|
п.2
статьи 2
|
Абзац 1 «Президент вправе издавать нормативные акты, содержащие нормы о торговой деятельности, в соответствии с настоящим федеральным законом»
|
Абзац 1 исключить. Согласно Конституции Российской Федерации ст. 90 гл.4 «Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения».
Необходимо дополнить «Отношения, возникающие между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (хозяйствующими субъектами), с другой стороны, в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, могут регулироваться указами Президента Российской Федерации».
Кроме того, необходимо конкретизировать законопроект положениями, к которым указанные нормы не применяются.
|
3
|
абзац 8 ст.3
|
«торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, находящихся под общим управлением, на территории которых осуществляется розничная торговля товарами
|
Исключить слова «находящихся под общим управлением», изложить в следующей редакции «принадлежащих одному хозяйствующему субъекту»
|
4
|
ч.3 п.2
статьи 2
|
«Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе издавать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, по вопросам, указанным в настоящем Федеральном законе.»
|
Слова «указанные в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона» исключить, т. к. присутствует смысловая перегрузка, норма трудна для восприятия
|
5
|
ч.2 п.5 статьи 5
|
«Время работы торгового объекта с торговой площадью, превышающей 2000 квадратных метров, на территории муниципального образования может быть ограничено по решению антимонопольного органа в случае, если продажа товаров в таком торговом объекте осуществляется на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб субъектам малого и (или) среднего предпринимательства, осуществляющим торговую деятельность на территории того же муниципального образования.»
|
Из текста статьи непонятна цель данного ограничения? С чем связаны указанные ограничения?
|
6
|
п.2.статьи 11
|
«2. Осуществление внемагазинной торговой деятельности (развозной торговли, торговли с лотков, торговли с рук в общественных местах) в неустановленных местах не допускается. Места осуществления указанной торговой деятельности определяются органами местного самоуправления в порядке, определенном законами субъектов Российской Федерации для ярмарок.»
|
Одновременно с указанным законопроектом необходимо вносить изменения в кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, предусмотрев административную ответственность за осуществление внемагазинной торговой деятельности в неустановленных местах.
|
7
|
статья 17
|
Статья 17. Продление, приостановление срока действия разрешения, переоформление и аннулирование разрешения
|
Содержание статьи не соответствует его наименованию, не раскрыто понятие приостановления срока действия разрешения.
|
8
|
п.3 статьи 17
|
«3. В случае если в установленный судом срок управляющая рынком компания не устранила нарушение, повлекшее за собой административное приостановление ее деятельности, разрешение может быть аннулировано решением суда на основании рассмотрения заявления органа местного самоуправления, выдавшего данное разрешение.
|
Исключить слова «управляющая рынком компания», т.к. указанный законопроект не регулирует отношения, связанные с деятельностью на розничных рынках.
|
9
|
Статьи 22 и 23
|
Статья 22. Аукцион на право размещения нестационарного торгового объекта
Статья 23. Конкурс на право размещения нестационарного торгового объекта
|
Предусмотреть более четкое разграничение, в каких случаях будет проводиться аукцион, а в каких конкурс на право размещения нестационарного торгового объекта.
|
10
|
ч.1 Статья 26
|
Статья 26. Особенности торговли алкогольной продукцией
|
Часть 1 изложить в следующей редакции «Поставка и розничная продажа алкогольной продукции осуществляется в соответствии с Федеральным законом о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
|
11
|
Статья 36
|
«Статья 36 Государственный и муниципальный контроль и надзор за торговой деятельностью
1. Государственный контроль и надзор за торговой деятельностью осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
2. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) за торговой деятельностью, органы местного самоуправления, уполномоченные на проведение муниципального контроля за торговой деятельностью в объеме, определенном в части 1 настоящей статьи, проводят мероприятия по контролю (надзору) в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля».»
|
Говоря об объеме полномочий органов местного самоуправления по контролю за торговой деятельностью, непонятна ссылка на часть 1 настоящей статьи, где говорится об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти по осуществлению государственного контроля за торговой деятельностью. Необходимо конкретизировать полномочия органов местного самоуправления в указанной сфере
|
12.
|
Статья 37
|
Статья 37. Реестр торговых объектов
1. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации ведет реестр торговых объектов в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.
2.Торговый реестр ведется на основе сведений, содержащихся в журналах учета, деклараций об осуществлении торговой деятельности, разрешений на размещение торговых объектов, договоров о размещении нестационарных торговых объектов, актов проверки сведений, указанных в декларациях, а также сведений, содержащихся в иных документах, предоставленных органами местного самоуправления и лицами, осуществляющими торговую деятельность, иных сведений.
|
В п.2 указанной статьи слова «предоставленных
органами местного самоуправления и лицами, осуществляющими торговую деятельность,» заменить словами «предоставленных
органами местного самоуправления», освободив тем самым предпринимателя, осуществляющего торговую деятельность, от обязанности подавать сведения в реестр органа государственной власти
субъекта Российской Федерации, уменьшив тем самым круг контролирующих органов.
|
|