Леонид Титов: «Административные штрафы сельских поселений должны идти на пополнение местных бюджетов» Печать
Среди глав сельских поселений растет недовольство: средств на исполнение многочисленных полномочий хронически не хватает, а требования и карательные санкции со стороны контролирующих органов неумолимо растут. По этой причине самые активные и деятельные руководители органов МСУ отказываются исполнять роль статистов и готовы уйти в отставку. Другие ждут окончания срока полномочий и не желают участвовать в предстоящих муниципальных выборах. Государство озаботилось этой проблемой и готово ее исправить. Как вас лучше оштрафовать?

О том, что ситуация в недрах самой приближенной к народу ветви власти напряжена до предела, предупреждает авторитетный эксперт в сфере местного самоуправления, директор института продвижения инноваций Общественной палаты России Вячеслав Глазычев. В своей публикации «Местное самоуправление: характеристика ситуации на 2011 год» он пишет, что в сельских органах власти идет процесс вымывания активных людей, а их неплохо оплачиваемые, по сельским меркам, должности начинают занимать маргинальные персонажи, лишенные знаний и опыта.

Причины, которые вынуждают серьезных людей оставлять посты глав сельских поселений и поселковых дум, как отмечает Глазычев, лежат на поверхности: «Размах отчетности превышает сколько-нибудь разумную меру, а работники прокуратур упорно наказывают председателей сельсоветов за плохое состояние дорог, за которое они не несут ответственности не только по причине отсутствия средств, но и по полномочиям».

В Волгоградской области ситуация складывается сродни общероссийской.

– Многие главы наших сельских поселений пребывают в упадническом настроении и готовы уйти в отставку из-за того, что хронически не хватает денег на исполнение возложенных на них полномочий, – считает исполнительный директор Ассоциации «Совет муниципальных образований Волгоградской области» Александр Щербань. – По опыту знаю, что очень скудным оказался источник, пополняющий бюджет поселения: налог на имущество физических лиц, земельный налог и 10% налога на доходы физических лиц. И еще субсидии и субвенции от субъекта Федерации – вот вам все поселенческие деньги. Но прокуратуру, природоохранные ведомства, пожарных это мало волнует. Вот и прессуют они глав сельских поселений на всю катушку...

– В Волгоградской области средств, которыми располагают сельские поселения, хватает на исполнение 4-5 в лучшем случае 8 полномочий из 31-го, – подтвердил председатель комитета по организации государственной власти и местному самоуправлению Волгоградской областной думы Леонид Титов.

Чтобы не быть голословным, он показал любопытный документ. В нем говорится о том, что Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора выданы предписания главам сельских поселений Еланского района об устранении нарушений в сфере безопасности гидротехнических сооружений – плотин и прудов. Уже выписаны крупные штрафы, но на выполнение работ, предписанных Ростехнадзором, на всех районных прудах потребуется 209 млн рублей! Сумма, сопоставимая с бюджетом муниципального района, и чтобы ее наскрести, придется остановить работы по уличному освещению, благоустройству, ремонту дорог и водопроводов. Справедливости ради надо отметить, что в надзорных органах работают отнюдь не бездушные люди, но закон на них давит, и они обязаны его исполнять. Рассказывают даже, что федеральные чиновники сами звонят главам поселений и спрашивают, как их лучше оштрафовать, чтобы не так больно ударить по бюджету…

Напоите нас водой...

Пожалуй, самые напряженные отношения у глав поселений складываются с инспекторами пожарной безопасности.

– От нас требуют построить пункт дислокации пожарного подразделения, но это обойдется поселению в 10 млн рублей, – негодует глава Среднецарицынского сельского поселения Серафимовичского района Елена Калинина. – И это при том, что наш годовой бюджет недотягивает и до трех миллионов. Как в этих условиях выживать селянам?

Впрочем, главы поселений от обязанностей по обеспечению пожарной безопасности на вверенной им территории не отказываются, считают, что большинство предъявляемых им требований основаны на законе. Но ведь не капитальные же сооружения строить им на скудный поселковый бюджет? А как тогда обеспечивать население водой, газом, светом, организовывать клубный досуг, содержать библиотеки?..

– Возмущает, что поселения должны отвечать за ремонт дорог – это одна из самых затратных статей, – продолжает Елена Калинина. – Да, я занимаюсь дорогами, но деньги приходится  выпрашивать то у депутатов облдумы, то у фермеров или предпринимателей. Вот если бы часть транспортного налога у нас оставалась, тогда бы другое дело…

А недавно в Среднецарицынское приезжали экологи и оштрафовали поселение на 47 тыс. за неопрятную сельскую свалку. Заплатить – заплатили, но свалка, какой была такой и осталась. «Денег нет, хоть казни», – горько шутит Елена Калинина, для которой судебные тяжбы с федералами стали едва ли не второй работой: в среднем за месяц назначается по два, а то и по три судебных слушания!

Главу Перекопского сельского поселения Клетского района Сергея Кудрина, как и других его коллег по цеху, остро волнует проблема водоснабжения. Питьевая вода на селе – удовольствие не из дешевых. Все дело в высокой цене на электроэнергию, которую потребляют водяные насосы. Электричество за последние два года подорожало в четыре раза и стоит теперь 7 рублей за Квт/ч. С другой стороны, рост тарифов на воду для населения законодательно ограничен 15 % в год. В результате себестоимость питьевого кубометра в разы стала превышать отпускную цену, и поселковый МУП, работая себе в убыток, вскоре обанкротился.

Единственным выходом стало создание садово-огороднического некоммерческого товарищества (СОНТ). Для таких объединений граждан стоимость киловатта вполне приемлемая – 1 рубль и 77 копеек.

– Мы понимаем, что это лазейка в законе, – признается Сергей Кудрин, – но другого выхода нет, только так поселение сможет выжить. Хорошо еще, что мы сумели подписать договор с электросбытовой организацией, а вот с теми, кто позднее последовал нашему примеру, энергетики отказываются заключать соглашения. По всей области сельские СОНТы можно пересчитать по пальцам.

Во всей этой истории с водой много неясностей: есть положительный опыт создания на селе СОНТ, который не только помогает реализации закона о местном самоуправлении, в существующих условиях он дает возможность сельским поселениям выжить. Но ему не дают развиваться. Почему, например, создавая СОНТы, городские дачники без проблем заключают договора с энергетиками, а селянам об этом приходится только мечтать? Наверное, этим вопросом должны заняться заинтересованные государственные органы, а «Волгоградка» будет следить за развитием ситуации.

Подкиньте налогов

Так какая же участь ждет село, если положение дел с его финансированием не изменится? По мнению большинства глав сельских поселений, в течение нескольких лет произойдет развал социальной и коммунальной инфраструктуры. Придут в запустение дороги, выйдут из строя внутрипоселковые водопроводы и газопроводы, придется снижать качество жизни населения и переходить на колодцы и дрова. «Если отношение к финансированию МСУ не изменится, в таких условиях никакой здравомыслящий человек не станет баллотироваться на пост главы поселения», – заметил один из собеседников «Волгоградки». И все же руководители сельских поселений надеются, что ситуация изменится к лучшему, что будет увеличена доходная база их бюджетов, и тогда с них можно будет спрашивать по полной программе.

– Идея закона о местном самоуправлении очень правильная, – подчеркнул Леонид Титов. – Власть и деньги должны быть максимально приближены к людям. Но, к сожалению, выявилась вопиющая диспропорция между властными полномочиями глав местных администраций и финансовыми возможностями их исполнения. Поэтому назрела острая необходимость, чтобы и федеральная, и областная власти начали кардинально менять ситуацию.

Кстати, об этом в своем выступлении на заседании Петербургского международного экономического форума говорил Президент России Дмитрий Медведев: «В ближайшее время я создам специальную рабочую группу высокого уровня, которая подготовит предложения по децентрализации полномочий между уровнями власти, прежде всего, в пользу муниципального уровня, включая вопросы соответствующей корректировки национальной налоговой системы и принципов межбюджетных отношений. Убежден, что такие решения будут в большей мере отвечать и потребностям перспективной структуры российской экономики».

Аналогичные заявления сделал и премьер-министр России Владимир Путин. На II Всероссийском форуме сельских поселений в Мордовии он заявил о том, что именно на уровне района и поселения должна оставаться значительная часть поступлений от налога на доходы физических лиц. «Это хороший стимул для муниципалитетов создавать рабочие места», – отметил он. Также, по мнению премьер-министра, за сельскими поселениями необходимо закрепить дополнительные источники доходов, например, штрафы. Сейчас они в бюджеты поселения не поступают, поэтому у муниципалитетов нет стимула следить за порядком.

– Проблема штрафов, которую поднял Владимир Путин, очень своевременна, – говорит Леонид Титов. – В Волгоградской областной Думе не раз поднимался вопрос о том, чтобы внести изменения в Бюджетный кодекс России, чтобы штрафы, которые накладывает административная комиссия сельского поселения, шли на пополнение его бюджета. Сегодня идет процесс становления волгоградской деревни, руководители на местах почувствовали вкус власти и несмотря на трудности не спешат отдавать свои полномочия в муниципальные районы. Это говорит о том, что они сами хотят решать судьбу своих сел, станиц и хуторов. Да, проблемы есть, мы о них знаем, и они начинают решаться.

В Мордовии Владимир Путин особо отметил Волгоградскую область. В числе четырех других российских регионов, в ней работают эффективные механизмы межбюджетного регулирования, включая помощь и передачу отчислений от налогов. Слово теперь за федеральной властью. Ее задача – перераспределить доходы в пользу регионального бюджета. А на уровне области, по оценке Владимира Путина, проблема справедливого распределения бюджетов уже успешно решается.

 

По материалам газеты «Волгоградская правда»,

19 августа 2011 г.

 
© Волгоградская областная Дума. Фракция ''Единая Россия'' 2009