Этот вопрос стал предметом обсуждения в региональном парламенте на круглом столе «О направлениях, формах и эффективности государственной поддержки инновационной деятельности в Волгоградской области», организованном по инициативе комитета областной Думы по экономической, инновационной политике, науке, промышленности и транспорту под председательством Ильи Кошкарева.
В работе приняли участие областные законодатели, руководители и представители структурных подразделений администрации области, промышленных предприятий, общественных организаций, высших учебных заведений Волгоградского региона, ученые.
Участники круглого стола констатировали, один из факторов успеха для успешного развития региональной экономики – эффективная инновационная политика. Прежде всего, речь идет о мерах государственной поддержки. В настоящее время в регионе на финансирование инновационной деятельности выделяются научные гранты. В прошлом году объем премирования составил 3 млн рублей.
Денежными премиями Волгоградской области в сфере науки и техники ежегодно презентуются научные и технические исследования и опытно-конструкторские разработки Волгоградских авторов. Среди претендентов на получение премий: ведущие промышленные предприятия Волгоградской области, ВУЗы и НИИ региона, субъекты малого и среднего предпринимательства.
Участники круглого стола подробно обсудили особую роль субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационном процессе. В индустриально развитых странах две трети малых и средних технологических предприятий занимаются доведением научных исследований и разработок до готового рыночного продукта, выпуском малосерийной продукции, производством комплектующих и оказанием инновационных услуг. Кроме того, малые и средние предприятия играют особую роль в развитии отраслей, непосредственно ориентированных на массовый потребительский спрос (легкой и текстильной, пищевой промышленности и др.).
Региональная власть поддерживает инновационные начинания малого и среднего бизнеса через выделение субсидий инновационных компаний. В 2011 году из средств областного и федерального бюджетов получили субсидии 25 инновационных компаний области на сумму 50 млн. рублей.
В конце 2010 года был запущен и в течение 2011 года успешно реализован проект "Стимулирование молодежного инновационного предпринимательства в Волгоградской области". Волгоградская область была выбрана пилотным регионом в Южном федеральном округе по реализации проекта за счет Гранта, учрежденного распоряжением Президента Российской Федерации. Общий объем инвестиций в Волгоградскую область на реализацию проекта составил 1,5 млн. рублей безвозмездных федеральных средств. Было отобрано 30 участников проекта из ведущих ВУЗов Волгоградской области, которые прошли обучение, бизнес-планирование и в итоге создали 10 малых инновационных предприятий.
В 2011 году из средств областного и федерального бюджетов произведена выплата 2,4 млн рублей субсидии 5 инновационным компаниям Волгоградской области, созданным при ВУЗах Волгоградской области. По состоянию на 1 марта 2012 года высшими учебными заведениями Волгоградской области создано 19 малых инновационных предприятий, которые также могут получить господдержку.
Бюджетные средства выделяются на компенсацию части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, реализующих инновационную продукцию, внедряющих современные энергосберегающие технологии.
Однако, по общему мнению собравшихся, перечисленных мер государственной поддержки недостаточно. К числу основных факторов, ограничивающих рост производства и создание новых инновационных предприятий, представители Волгоградского сообщества предпринимателей относят недостаток финансовых средств и высокую стоимость коммерческого кредита, отсутствие промышленных площадок с необходимой инженерной инфраструктурой, сложные процедуры и длительные сроки согласования инженерных проектов.
В числе первоочередных мер, необходимых для успешного инновационного развития региона, Илья Кошкарев назвал совершенствование законодательной базы. «Сегодня региональная власть формирует инновационное законодательство. В работе – законопроект «О государственной поддержке инновационной деятельности». В документе прописаны формы финансовой и нефинансовой поддержки инновационной деятельности как малого, среднего, так и крупного бизнеса. Каждый должен видеть, в каких формах он может получить государственную помощь».
При этом, Илья Кошкарев подчеркнул: «Используя многообразие форм финансовой и нефинансовой поддержки, мы должны учитывать, что государственная помощь должна быть эффективной и не может превратиться в раздачу угодным предприятиям финансовых ресурсов государства».
Для создания и развития инновационной инфраструктуры и оказания поддержки субъектам инновационной деятельности разрабатывается целевая программа «Развитие инновационной деятельности на 2013-2015 годы».
В целом, обновленная региональная законодательная база должна быть сформирована, по словам Ильи Кошкарева, к середине текущего года.
«Волгоградская область должна занять лидирующие позиции в рейтинге инновационной активности российских регионов. Сегодня мы, к сожалению, пока на 55-й позиции», – констатировал депутат.
Выступивший с докладом заместитель председателя комитета областной Думы по экономической, инновационной политике, науке, промышленности и транспорту Владимир Кабанов считает, что ставку при внедрении инновационных разработок стоит делать на компании среднего и малого бизнеса. Парламентарий считает также важным найти правильное место науки в создаваемых министерствах и комитетах регионального правительства, так как наука является основной движущей силой в формировании экономики знаний и региональном развитии в целом.
«Региональная инновационная политика, – подчеркнул Владимир Кабанов, – будет успешной при решении определенных задач. В их числе, создание инновационной инфраструктуры, формирование системы финансирования инноваций на всех этапах процесса: от идеи до воплощения в практику. При формировании регионального правительства важно обеспечить взаимосвязь его подразделений, в компетенцию которых входят наука, бизнес, производство. При корректировке областного бюджета 2012 года предусмотреть полноценное финансирование инновационного направления».
Председатель областной Думы Владимир Ефимов убежден в необходимости обеспечить взаимосвязь предприятий и фундаментальной науки. Это одно из условий для успешного инновационного развития. «Власть должна быть координатором этих связей, а не просто теоретическим разработчиком модной нормативной базы, – считает Владимир Ефимов. – Кроме того, в государственной поддержке нуждаются, прежде всего, предприятия малого и среднего бизнеса. Нужно развивать именно этот сектор, вкладывать в эти предприятия силы, средства».
Член-корреспондент РАН, профессор, доктор технических наук, первый проректор по научной работе Волгоградского государственного технического университета Владимир Лысак указал на необходимость изменить само отношение к инновациям. «У нас все хорошо с мозгами, но не все хорошо с отношением к инновациям, – отметил ученый. – К сожалению, не все предприятия спешат вкладывать средства во внедрение научных разработок. В Волгоградской области в 2010 году зарегистрировано 258 патентов на изобретение. Хорошо, если хотя бы 1 процент из этих изобретений будет внедрен в промышленное производство. Крайне важно, подчеркнул Владимир Лысак, – создать такие условия, чтобы к нам выстроилась очередь желающих взять эти инновации и внедрять их. Как это сделано во всех продвинутых в этой части странах».
Об этом же сказал и президент негосударственного пенсионного фонда «Империя» Александр Морозов. Кроме того, он подчеркнул важность наличия качественной законодательной базы. «Прежде чем писать законы, – уверен Александр Морозов, – нужно выяснить: что конкретно нужно инноваторам, что бы они могли что-то реализовать».
По итогам круглого стола были приняты рекомендации, куда вошли все озвученные предложения.
С учетом вышеизложенного, участники круглого стола рекомендовали:
1. Администрации Волгоградской области:
- в месячный срок внести на обсуждение в Волгоградскую областную Думу Закон Волгоградской области "О государственной поддержке инновационной деятельности в Волгоградской области";
- в срок до 1 июня 2012 года разработать Закон Волгоградской области "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Волгоградской области" (вносящий изменения в законы Волгоградской области от 04 марта 2005 г. № 1020-ОД "О государственных научных грантах Волгоградской области" и от 20 мая 2005 г. № 1064-ОД "О премиях Волгоградской области в сфере науки и техники");
- в срок до 1 июля 2012 года разработать ДОЦП "Развитие инновационной деятельности на 2013 – 2015 годы";
- при корректировке областного бюджета в текущем финансовом году рассмотреть возможность финансирования мероприятий в сфере государственной поддержки инновационной деятельности Волгоградской области;
- организовать и провести семинары по инновационной деятельности на базе ведущих предприятий Волгоградской области (ООО ИПГ "Волга Бас" и ОАО НПГ "Сады Придонья") и высших учебных заведений г. Волгограда (не реже 1 раза в квартал);
- с целью организации эффективного использования научно – технического комплекса Волгоградской области, определения приоритетных направлений региональной научно – технической и инновационной политики, а также с учетом изменений в руководстве Волгоградской области пересмотреть персональный состав Совета при главе администрации Волгоградской области по науке, технологиям и инновациям и Волгоградского областного Совета по инвестициям;
- расширить сферу действия долгосрочной областной целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области" на 2009-2012 годы" и внести в нее соответствующие изменения, в части:
– создания новых и развитие существующих финансовых инструментов поддержки высокотехнологичного бизнеса: лизинг промышленной продукции, субсидии понесенных затрат инновационных предприятий, международная сертификация продукции, программы обучения и консалтинга, участие в международных деловых миссиях, выставках, ярмарках, форумах и т.д.;
– создания полноценной инновационной инфраструктуры региона: бизнес-инкубаторов, центров коллективного пользования, производственных технологических парков, технопарка высоких технологий, промышленных парков, промышленных кластеров;
– создания центра экспертной поддержки малых и средних инновационных предприятий Волгоградской области;
– обеспечения бесплатного доступа инновационных предприятий Волгоградской области к международной и российской маркетинговой информации;
– мониторинга инновационной деятельности малых и средних предприятий по отраслям промышленности Волгоградской области с возможностью дальнейшего совершенствования региональных инструментов поддержки инновационного предпринимательства.
2. Волгоградской областной Думе в текущем финансовом году проконтролировать наличие финансирования мероприятий в сфере государственной поддержки инновационной деятельности Волгоградской области.
3. Администрации Волгоградской области совместно с администрацией городского округа город Волгоград оказывать организациям города и области поддержку, необходимую для включения их в федеральные целевые инновационные программы.