Владимир Кабанов: «Качественная реализация закона зависит от профессионализма его исполнителей» Печать

thumb 131025nagr2Областные парламентарии вынесли на широкое обсуждение региональный законопроект, прописывающий новый порядок организации капитального ремонта общедомового имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории региона. Проект закона разработан Правительством Волгоградской области в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ.

«Этот законопроект, – пояснил председатель комитета областной Думы по строительству, жилищно-коммунальной политике и дорожному комплексу Владимир Кабанов, – был рассмотрен законодателями на заседании областной Думы 17 октября 2013 года. Подчеркнув его большую социальную значимость для жителей региона, парламентарии посчитали необходимым провести предварительную общественную экспертизу документа».

Важность нововведений оценил и областной депутат Олег Болотин: «За 15 лет своего пребывания в областной Думе я вижу такой первый закон по своей важности».

В обсуждении законопроекта, которое длилось более двух часов, участвовали председатель Волгоградcкой областной Думы Владимир Ефимов, областные законодатели, руководители профильных региональных министерств, главы муниципальных районов и городских поселений, представители Общественной палаты Волгоградской области, контрольно-счетной палаты региона, региональных управлений Роспотребнадзора, юстиции, Ассоциации «Совет муниципальных образований Волгоградской области», общественных объединений, руководители товариществ собственников жилья.

По словам разработчика законопроекта, регионального министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, согласно внесенным в Жилищный кодекс изменениям, с 1 января 2014 года, меняется система проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Закон предусматривает обязанность в 2014 году для граждан – собственников жилых и нежилых помещений – уплачивать ежемесячные взносы на капремонт общего имущества. Также было доложено, что профильным регминистерством формируется 30-летняя региональная программа капремонта общедомового имущества, которая будет включать в себя все многоквартирные жилые дома Волгоградской области. Разработчики законопроекта подчеркнули, что новая концепция предоставляет жильцам право выбора со способом аккумулирования денежных средств. Их два: либо размещение денежных средств на спецсчете, открытом в банковском учреждении, либо на счете регоператора.

Другими словами, если жильцы отдельно взятого дома готовы управлять своим жильем, в том числе и капитально его ремонтировать, то новый закон это приветствует. В этом случае можно будет открыть банковский счет, и перечислять туда средства на капитальный ремонт своего дома. В случае незаинтересованности собственников самостоятельно содержать жилье, средства на капремонт будут автоматически аккумулироваться на счете регоператора. В данном случае предусмотрено создание некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов».

Определиться с выбором накопления средств, пояснили разработчики законопроекта, собственники должны в течение двух месяцев. Если этого не произошло, то органы местного самоуправления должны активизировать собственников принять такое решение. В случае бездействия последних денежные средства аккумулируются на счету регоператора.

Заместитель председателя Правительства Волгоградской области Валентина Гречина, участвующая в обсуждении, назвала новый закон сложным. При этом констатировала: «Мы не можем его не принимать. Это– не право субъекта, а его обязанность. В 70 регионах такой закон принят, в 10-ти – принят в первом чтении. Волгоградский регион в числе 13-ти субъектов, которые этот закон не приняли».

До 31 декабря 2013 года, подчеркнула заместитель председателя регионального Правительства, нормативный акт должен быть принят, так же как и долгосрочная региональная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, рассчитанная на 30 лет. «В случае непринятия нормативных документов в установленный срок, область не сможет получить из федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ 1 млрд рублей на переселение из аварийного жилья и капитальный ремонт», – уточнила Валентина Гречина.

Многие из выступавших не возражали против концепции закона, при этом настаивали на детализации положений.

Самые жаркие дискуссии разгорелись по вопросам: каков механизм распределения средств, которые будут аккумулироваться на счету регоператора, и предназначенные на капремонт жилья в городах и районах области; сколько денег из областной казны потребуется на содержание регионального оператора; кто и как будет контролировать его работу, как будет осуществляться взаимодействие с муниципалитетами, и, наконец, как побудить население самостоятельно управлять своим жильем и соответственно денежными средствами.

«Нам необходимо, – убежден Владимир Ефимов, – превратить собственников жилья в активных управленцев, способных создать ТСЖ и самостоятельно управлять этими средствами. В противном случае, у жильцов всегда будет вопрос: когда их дом будет поставлен в очередь? В каком году он будет отремонтирован – через 20 лет или на следующий год?

Принимая закон, нужно четко дать понять, как эти средства будут израсходованы. Немаловажна подготовленность кадров, в данном случае жильцов многоквартирных домов, управлять средствами самостоятельно».

Депутаты Олег Болотин, Юрий Рябов поинтересовались судьбой жителей аварийного жилья. На эту категорию домов новый закон не распространяется. Официально до 1 января 2012 года на территории Волгоградской области признано аварийным 82 тыс кв метров жилья или 187 многоквартирных домов. На самом деле, убежден Олег Болотин, таких объектов гораздо больше. «Очень большое количество домов в Красноармейском и Кировском районах г. Волгограда, – пояснил депутат, – были построены в конце 20-х и начале 30-х годов прошлого века, при этом часть из них не входят в аварийный фонд. Кто должен ремонтировать эти дома, которые только по паспорту не являются аварийными?»

Региональный законодатель Анатолий Галичкин озвучил ряд вопросов. В частности, проведена ли инвентаризация жилого фонда Волгоградской области, готовы ли паспорта на все жилые дома, как предполагается контролировать расходование средств региональным оператором?

Депутат Сергей Попов уточнил, рассматривается ли правительством региона вопрос господдержки капремонта жилья? А также предусмотрены ли риски деприватизации?

Областной парламентарий Леонид Титов задал вопрос: «Какие гарантии, что ежемесячный платеж за капремонт в 6 рублей за квадратный метр для жильцов многоквартирных домов со временем не увеличится, а из-за растущей финансовой нагрузки собственнику будет не выгодно владеть жильем и в результате это бремя ляжет на муниципалитеты?»

Представитель Общественной палаты Волгоградской области Олег Капустин выразил свое мнение: «Когда в 1985 году началась приватизация, мы туда добровольно ринулись и получили то, что получили. Во всем мире частное жилье в многоквартирных домах составляет не более 40 процентов, у нас – уже за 80». Олег Капустин заверил, что, пережив деприватизацию, мы вернемся к 40 процентам. «Закон принимать надо, – подчеркнул он, – Вопрос – в другом. Мы говорим о регоператоре. В законе четко не определена система контроля за работой этого органа. Это необходимо прописать, причем в законе эта норма должна носить прямое действие».

Собравшиеся задали много уточняющих вопросов разработчикам законопроекта. Депутаты уверены: нужен примерный расчет средств, требуемых на создание новой системы проведения капремонта, нужно понимание, как она будет взаимодействовать с управляющими компания, каким образом будет формироваться региональная программа капитального ремонта жилого фонда. Крайне важно узнать мнение муниципалитетов.

Владимир Кабанов считает, что с концепцией закона можно согласиться и его нужно принимать. Что и сделано в большинстве регионов. «В Волгоградском области, – пояснил депутат, – более 80 процентов жилья приватизировано. Оставаться сзади, оттягивать принятие решения – это значит оказаться в следующем году без федеральных субсидий. А это более 1 млрд рублей. Кроме того, новый порядок позволяет каждому собственнику жилья контролировать проведение капремонта, открыв лицевой счет в банке для накопления средств на капремонт своего дома.

Но, принимая закон, мы должны понимать, что качество его исполнения будет зависеть от нескольких вещей. Прежде всего, от совместной работы регионального заксобрания и правительства, а также от профессионализма людей, которые войдут в региональный Фонд оператора. Также большая роль по контролю за работой регоператора отводится Наблюдательному совету с представительством депутатов областной Думы и регионального Правительства».

По итогам обсуждения депутаты рекомендовали председателю Правительства Волгоградской области рассмотреть вопрос об организации капремонта общедомового имущества в многоквартирных домах на расширенном заседании Правительства Волгоградской области. Кроме того, правительству региона рекомендовано до конца текущего года провести широкомасштабную разъяснительную работу среди жителей многоквартирных домов в части организации проведения капремонта. Такую же работу предложено осуществить областным законодателям.

 
© Волгоградская областная Дума. Фракция ''Единая Россия'' 2009