Комитет областной Думы по бюджету, налогам и финансовой политике под председательством Владимира Попова рассмотрел ко второму чтению проект поправок в региональный закон «Об установлении единых нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, подлежащих зачислению в областной бюджет».
Этот законопроект, регулирующий налоговые взаимоотношения между субъектом и муниципальными образованиями, вписывается в новую систему межбюджетных отношений в регионе, вступающих в силу с 1 января 2014 года.
Законопроект предусматривает отмену единых нормативов отчисления от налога на доходы физлиц в бюджеты городских округов (10%), и уменьшение их в бюджеты городских и сельских поселений с 10 до 5 процентов. Вместе с тем, предлагается увеличить нормативы отчислений во все муниципальные образования от налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории РФ трудовой деятельности на основании патента.
Данный законопроект, представленный региональным Правительством, был разработан в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Как было отмечено на заседании думского комитета, его разработчики стремились сочетать законопроект с новым региональным законом о межбюджетных отношениях, с целью формирования сбалансированного консолидированного бюджета в следующем году. «После рассмотрения законопроекта к первому чтению на заседании профильного думского комитета, – пояснил Владимир Попов, – по инициативе депутатов была создана согласительная комиссия – к первоначальной редакции были серьезные претензии со стороны муниципалитетов, прежде всего, Волгограда. Руководство города расценило предложенный вариант жестким, обеспечивающим сокращение доходов городской казны. В работе согласительной комиссии участвовали представители регионального Правительства, Ассоциации «Совет муниципальных образований Волгоградской области», городские депутаты и управленцы. В результате, с учетом интересов муниципалов, был выработан промежуточный вариант. В частности, было предложено передать полномочия по оплате труда работников учреждений дошкольного образования, не относящимся к педагогическим работникам дошкольного образования, на уровень субъекта. В первоначальной редакции эту категорию предлагалось содержать местным бюджетам».
При обсуждении законопроекта на заседании областной Думы Владимир Попов пояснил, что предполагаемые, по словам местных чиновников, выпадающие доходы Волгограда предлагается компенсировать другими источниками. «В частности, – конкретизировал парламентарий, – областной бюджет забирает на себя оплату труда непедагогических работников дошкольных учреждений. Тем самым Волгограду возвращается 800 млн рублей. Кроме того, в проекте бюджета на иные расходы областной центр получает дополнительно 1 млрд рублей. Таким образом получилось сбалансированное решение».
Областные депутаты согласны, что город-миллионник должен иметь особый статус. При этом нельзя забывать об интересах других территорий и сбалансированности консолидированного регионального бюджета, о равной бюджетной обеспеченности каждого жителя, независимо от его места проживания в регионе. Об этом говорили заместитель председателя областной Думы Анатолий Бакулин, областные парламентарии Олег Болотин, Владимир Кабанов.
Говоря о взаимоотношениях с муниципалитетами, председатель Волгоградской областной Думы Владимир Ефимов отметил: «Мы поддерживаем развитие областного центра. Но при условии, что он также будет заниматься доходной базой с точки зрения сборов налогов, и с точки зрения ревизии всевозможных преференций и налоговых льгот».
Принципиально по-новому в бюджете 2014 года будут расходоваться средства на организацию пассажирских транспортных перевозок с целью наведения порядка в распределении финансов областного бюджета. «Вопрос организации транспортных услуг решался давно искаженно, – считает Владимир Попов. – Сегодня региональное законодательство четко прописывает, что такое поддержка и создание условий для транспортного пассажирского обслуживания. В нашем регионе есть муниципальные районы, которые не пользуются областными субсидиями, и у них нормально организована работа пассажирского транспорта. Есть районы и города, которые финансируют транспортное обслуживание совместно с областным бюджетом. Теперь прописывается механизм простой и единственно верный. Любая транспортная организация, которая занимается пассажирскими перевозками, защищает тарифы и обосновывает их. Там, где тариф обоснован, защищен и утвержден убыточным, бюджет обязан эти убытки гасить. Эти средства мы закладываем в бюджете и передаем муниципалитетам в рамках иных расходов. В итоге каждое муниципальное образование вправе самостоятельно распределять полученные средства».
Говоря о целостности концепции построения межбюджетных отношений, представленный законопроект нельзя отрывать от других законов, регулирующих финансовое взаимодействие субъекта и муниципалитетов. При формировании бюджета 2014 года, отметил Владимир Попов, совершенно по-новому строятся межбюджетные отношения – средства распределяются между территориями более справедливо и прозрачно. «Областной бюджет на 2014 год строится на базе расчетов финансовых нормативов, то есть расчета стоимости каждой муниципальной услуги, оказываемой на территории каждого муниципального образования. Это положительный фактор. Серьезные средства закладываются по межбюджетным отношениям на переходный период – так как в разных муниципальных районах одна и та же услуга стоит по-разному, муниципалитетам требуется время, чтобы привести местные бюджеты в соответствие с расчетными нормативами и качественно оказывать услуги», – пояснил парламентарий.
Владимир Попов заверил, что с начала работы согласительной комиссии по проекту поправок в закон «Об установлении единых нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, подлежащих зачислению в областной бюджет» была проведена огромная аналитическая работа. «Каждый муниципалитет защитил перед региональным министерством экономики налоговый потенциал. Мы вышли на согласованные цифры по всем муниципальным образованиям. Новая концепция бюджетной региональной политики в следующем году направлена на достижение сбалансированного консолидированного бюджета, качественного обеспечения муниципальных услуг при ограниченных бюджетных средствах», – подчеркнул Владимир Попов.
Комитет областной Думы по бюджету, налогам и финансовой политике рекомендовал областной Думе принять законопроект «О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 29 ноября 2011 года № 2258-ОД «Об установлении единых нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, подлежащих зачислению в областной бюджет» во втором чтении. |