Избирательные комиссии займутся правовой культурой граждан Печать

Институт наблюдателей в российской избирательной системе, похоже, претерпевает очередную трансформацию. Выражается это, в первую очередь, в сокращении численности наблюдателей, однако за количественными проявлениями, несомненно, стоят качественные изменения.

Редкий вид

Существуют причины объективные – например, изменения в избирательном законодательстве. Они привели к тому, что процент ротации наблюдателей с правом решающего голоса стал неожиданно большим, в среднем по 10% в каждом регионе, а в некоторых этот показатель доходит до 20%. Сложение полномочий произошло в связи с тем, что многие наблюдатели находились в прямом подчинении у кандидатов, а это недопустимо. Но дело не только в ротации, сам по себе процент наблюдателей с правом решающего голоса в числе комиссии невелик: на 52 631 комиссию приходится 57 642 таких наблюдателя, то есть получается, что в среднем в каждой комиссии присутствует по одному, редко по два человека. Эти данные озвучил председатель ЦИК РФ Владимир Чуров на заседании экспертной группы по вопросам взаимодействия с политическими партиями, общественными и молодежными объединениями, участие в котором принимал и волгоградский облизбирком. Впрочем, как выяснилось, иногда увеличение численности наблюдателей идет не на пользу. На том же заседании Чуров рассказал об инциденте, произошедшем в подмосковной Балашихе. Там двое наблюдателей подрались прямо на избирательном участке «на почве различного понимания норм избирательного права». В Волгограде таких случаев, к счастью, не было.

Впрочем, шутки шутками, но у ЦИКа действительно достаточно претензий к наблюдательной работе. Условно всех наблюдателей можно разделить на три группы – представители от кандидатов и от партий, представителей общественных организаций и журналистов. Контингент получается довольно разношерстный и подчас неспокойный.

– В итоге мы сталкиваемся с тем, что результаты наблюдения у каждой из групп оказываются различными, если не сказать диаметрально противоположными, – говорит Чуров. – Более того, нередко сталкиваемся с явлением, когда так называемые «журналисты от общественников» своими действиями напрочь дискредитируют настоящих журналистов, работая исключительно на скандал и «разоблачения». Ну и наконец, не стоит забывать слова Георгия Чичерина о том, что нет права без обязанности и нет обязанности без права. Правовая культура же порой низка, это провоцирует конфликты на участках.

В целом, по информации ЦИКа число наблюдателей по сравнению с выборами прошлого года в 2014 году значительно снизилось, причем именно в гражданском секторе. В комиссии это объясняют, в том числе и тем, что деятельность некоторых общественных организаций, занимающихся наблюдением на выборах и вошедших в число иностранных агентов, несколько дискредитировала сам институт наблюдателя. Наблюдатели приобрели статус поставщиков скандалов и превратились в очередной инструмент политической борьбы, в то время как их функция – следить за законностью избирательного процесса.

Воспитать гражданина

Заботиться о правовой культуре избирательные комиссии, по мнению Владимира Чурова, должны самостоятельно, и если общественный сектор не справляется с «поставкой» наблюдателей, то ему надо в этом оказать содействие, проявить больше инициативы со своей стороны. В Волгоградской области, кстати, эти механизмы вовлечения практикуются активно и уже давно. К слову сказать, и динамика числа и качества наблюдателей у нас тоже положительная и не вписывается в негативный тренд по стране.

– То, что сейчас происходит, можно назвать эволюцией общественного наблюдения, – считает глава волгоградского облизбиркома Геннадий Шайхуллин. – Выборы это живой организм, и в зависимости от текущего цикла темпы процессов в том или ином сегменте меняются, это зависит от запроса. Например, в 2011 году запрос на наблюдение был очень высок, люди, до этого не принимавшие участия в выборах в таком качестве, мобилизовались через социальные сети, через общественные организации и околополитические группы. Это носило характер оппозиционной деятельности, люди стремились «поймать» власть на обмане. В 2014 году запрос, по моему впечатлению, стал ниже, легитимность выборов – выше. Перед этими выборами мы совместно с Волгоградскими институтом бизнеса и московской организацией «За чистые выборы» подготовили порядка 500 квалифицированных молодых юристов. Предложили им войти в проект и получить дополнительную подготовку именно по вопросам наблюдения. В день голосования нас с ними были прекрасные партнерские взаимоотношения. Они нам помогали понимать, что происходит на участках, но не с нашей точки зрения, а с другой стороны. Это вполне цивилизованная модель замещения при выпадении так называемых оппозиционных форм наблюдения. Мы заинтересованы в том, чтобы на участках Волгоградской области во время выборов было как можно больше таких квалифицированных людей, никем не ангажированных, в том числе и нами. Мы не ставим перед ними никаких политических задач, они не получают за это зарплату, они заинтересованы в законности избирательного процесса.

Геннадий Шайхуллин заметил, что образованием потенциальных наблюдателей облизбирком занимается еще с 2005 года, когда на базе Академии госслужбы были организованы соответствующие курсы. "Сейчас я вижу, что многие из тех, кто их посещал, становятся экспертами, политологами, участвуют в проведении избирательных кампаний. И та база, что мы им давали, тоже во многом в этом помогает. Опыт положительный, будем его продолжать".

Региональный координатор организации «Корпус наблюдателей «За чистые выборы» Антон Лукаш считает, что квалифицированная правовая подготовка в принципе снимает вопрос любых конфликтов на избирательном участке.

– Активность по моим наблюдениям только возрастает, но она направлена в положительное русло – получение нормативных знаний, – говорит он. – Квалифицированная работа наблюдателя позволяет все расставить на свои места, порой выясняется, что никакого нарушения на участке и вовсе не было, а было неправильное толкование ситуации участниками процесса. Это позволяет избежать острых моментов.

Источник

 
© Волгоградская областная Дума. Фракция ''Единая Россия'' 2009