В работе состоявшихся 9 апреля в Государственной Думе парламентских слушаниий по вопросам реализации Федерального закона № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и задачах совершенствования федерального законодательства на новом этапе муниципального строительства» участвовали представители федеральных министерств, Счетной палаты РФ, руководители регионов и городов, депутаты различных уровней, представители Ассоциаций, объединяющих города Поволжья, Урала, а также Общероссийского конгресса муниципальных образований. К обсуждению были представлены материалы Министерства юстиции, финансов, а также были направлены предложения по совершенствованию федерального законодательства более чем из 40 субъектов РФ и муниципальных образований.
Волгоградский региональный парламент представляли заместитель председателя областной Думы, руководитель комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию территорий Сергей Горняков, заместитель председателя профильного комитета регионального парламента Ирина Соловьева.
«В материалах, направленных депутатами областной Думы к парламентским слушаниям, – прокомментировал Сергей Горняков, – мы изложили проблему, которая наиболее актуальна среди муниципальных образований Волгоградской области и касается распоряжения неразграниченными землями, расположенными в границах сельских поселений».
В документе указано, что с учетом изменений федерального законодательства, с 1 марта 2015 года распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения. В то же время с 1 января 2015 г. Бюджетный кодекс прописал, что доходы от продажи, передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и которые расположены в границах сельских поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков поступают в бюджеты муниципальных районов по нормативу 100 процентов (до 1 января 2015 г. - по 50 процентов в бюджеты муниципальных районов и сельских поселений). В результате, главы сельских поселений осуществляют только полномочия, связанные с расходами, а именно, оформлением документации в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, содержанием соответствующих специалистов.
«Мы предлагаем рассмотреть вопрос по внесению изменений в Земельный кодекс РФ в части закрепления за органами местного самоуправления муниципальных районов полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в границах сельских поселений, вне зависимости от принятия правил землепользования и застройки, либо рассмотреть вопрос о закреплении за бюджетами сельских поселений доходов от распоряжения такими земельными участками», – пояснил Сергей Горняков.
На парламентских слушаниях выступающие обсудили вопросы регулирования сбалансированности и наполнения бюджетов. Было отмечено, что сегодня не приходится говорить о налоговой автономии местных бюджетов, которые продолжают оставаться зависимыми от межбюджетных трансфертов и доля собственных доходов остается низкой. Здесь важно совершенствовать работу с доходной базой. Также рассмотрели темы стратегического планирования территорий и построения межбюджетных отношений.
«В 2014 году начался новый этап муниципального строительства, при котором существенно повышается роль субъектов РФ в организации местного самоуправления – что было зафиксировано федеральным законодательством. Областные депутаты продолжат взаимодействие с представителями муниципалитетов по выработке оптимальных решений, способствующих развитию территорий», – подчеркнул Сергей Горняков.
По итогам парламентских слушаний принят проект рекомендаций, который будет доработан с учетом поступивших предложений.
|