Межбюджетные отношения: акцент – на поддержку местных бюджетов |
«Представленные изменения направлены на укрепление муниципальных бюджетов. Также на заинтересованность органов местного самоуправления повышать собираемость налогов и наращивать доходную базу», – высказался председатель комитета областной Думы по бюджету и налогам Станислав Коротков по поводу проекта корректив в действующий региональный закон «Об установлении единых нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, подлежащих зачислению в областной бюджет».
Законопроект был рассмотрен 8 октября 2015 года на заседании комитета по бюджету и налогам. В работе участвовали областные депутаты Владимир Попов, Наталья Семенова, Ирина Соловьева, Николай Свиридов, Александр Осипов, Павел Иванов, Руслан Шарифов, Юрий Корбаков, Дмитрий Калашников, Татьяна Бухтина. Проект закона предусматривает установление единых нормативов отчислений по налогу на доходы физических лиц в бюджеты городских округов по нормативу 2 процента, в бюджеты муниципальных районов – 8 процентов. Ожидаемое увеличение поступлений налога на доходы физлиц в бюджеты муниципальных районов и городских округов в 2016 году областными финансистами оценивается в сумме 960 996 тыс рублей, в 2017 году – в 1 028 888 тыс рублей, в 2018 году – 1 103 256 тыс рублей. Облфин считает, что реализация предлагаемых изменений будет способствовать укреплению финансовых основ местного самоуправления на территории Волгоградской области, созданию устойчивых стимулов для органов местного самоуправления по наращиванию налогооблагаемой базы, повышению собираемости налога на доходы физических лиц, а также минимизации сумм трансфертного финансирования муниципалитетов из областногобюджета. При обсуждении законопроекта Руслана Шарифова, Владимира Попова и других депутатов интересовало, насколько предложенное налоговое перераспределение устраивает муниципалитеты, в частности, город Волгоград, какова должна быть оптимальная фиксированная ставка? Заместитель председателя комитета финансов Волгоградской области - начальник управления межбюджетных отношений и государственных программ Дмитрий Завьялов пояснил концепцию представленных изменений по перераспределению налога: «На сегодняшний день мы исходим из нескольких задач – как укрепить бюджеты муниципальных образований и как найти баланс доходов и расходов областного бюджета. Вариант – 8 процентов для муниципальных районов и 2 процента для городских округов по НДФЛ – наиболее оптимальный. 2 процента от НДФЛ для бюджетов городских округов – это первый пробный шар, который должен показать, насколько успешной будет практика закрепления за муниципальными образованиями, такими крупными как Волгоград, Волжский, Камышин, Михайловка, Урюпинск, Фролово отчислений на постоянной основе. Мы постепенно восстанавливаем ту практику межбюджетных отношений, которая действовала до 2012 года. При положительном результате можно двигаться дальше. Вопрос перераспределения налоговых отчислений предварительно обсуждался областными ведомствами с главами муниципальных образований, в том числе с руководством Волгограда в части увеличения отчислений. Дело в том, что единый норматив – один из способов передачи НДФЛ территориям. Данным инструментом предлагаем закрепить 2 процента. А дополнительными нормативами НДФЛ взамен расчетной дотации - еще шесть с половиной процентов. Таким образом, с учетом принятия данного закона и проекта бюджета, который будет внесен, в 2016 году Волгоград получит по налогу на доходы физлиц 8,52 процента, для сравнения – в этом году Волгоград получает 0,2 десятых процента по НДФЛ». Владимир Попов настаивал на предоставлении расчетов дополнительных отчислений в разрезе каждого муниципального образования, чтобы увидеть, какой оптимальный норматив необходимо установить для территорий: «Практика введения единых налоговых нормативов не нова, мы ее знаем и она эффективна – она позволяет местным властям самим влиять на собираемость налогов, и, как правило, налогов собирается больше. Кроме того, мы знаем ситуацию в других регионах, которые на постоянной основе закрепляют за муниципальными образованиями гораздо более высокие налоговые ставки». Станислав Коротков поддержал концепцию введения единых нормативов: «На сегодняшний день регион выстраивает межбюджетные отношения с территориями через трансферты и дотационные выплаты, которые рассчитываются по определенным методикам и предназначены для выполнения муниципальных услуг. Единый налоговый норматив – это обязательный фиксированный платеж, о котором муниципалитеты знают заранее и с учетом которого могут формировать местные бюджеты. Кроме того, при наличии гарантированных единых нормативов муниципалы ориентированы работать на увеличение собираемости налогов – в этом случае им гарантированы большие налоговые отчисления и рост бюджетных доходов». Станислав Коротков подчеркнул, что представленный законопроект был разработан по итогам детальной проработки вопроса с руководителями органов местного самоуправления. «Полагаю, что мы будем возвращаться к этой теме по мере необходимости», – отметил депутат. Комитет областной Думы по бюджету и налогам рекомендовал региональному парламенту принять проект поправок в закон «Об установлении единых нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, подлежащих зачислению в областной бюджет» в первом, втором чтениях. |