Сегодня в Волгоградской областной Думе состоялось обсуждение проекта федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления. Мероприятие проходило в рамках подготовки законопроекта к рассмотрению нижней палатой российского парламента во втором чтении. В нем приняли участие депутаты Госдумы Виталий Лихачев, Алексей Волоцков, региональные парламентарии Сергей Булгаков, Михаил Струк, а также главы муниципальных образований, представители органов исполнительной власти.
25 января проект федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» был принят нижней палатой российского парламента в первом чтении. А перед этим его концепцию поддержала Волгоградская областная Дума. Документ подготовлен для реализации новых положений Конституции РФ, инициированных Президентом и одобренных на общероссийском голосовании в 2020 году. В соответствии с ними местное самоуправление вместе с федеральными и региональными органами государственной власти входят в единую систему публичной власти в России.
Предваряя обсуждение, председатель комитета Волгоградской областной Думы по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию территорий Михаил Струк отметил важность этого вопроса. Данный законопроект направлен на совершенствование организации и повышение эффективности работы местного самоуправления в интересах жителей, общества и государства. Для этого предлагается ввести более простую, одноуровневую, систему МСУ, уточнить полномочия и усилить ответственность глав муниципальных образований.
В проекте федерального закона предусмотрены три вида муниципальных образований: городской и муниципальный округа, а также внутригородская территория городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).
Общая структура органов МСУ не меняется, ее составляют представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация и контрольно-счетный орган. Для всех должностных лиц местного самоуправления устанавливается единый срок полномочий – пять лет. При этом в структуре местной администрации допускается образование территориальных (поселенческих) и отраслевых органов.
Законопроектом определен единственный способ формирования представительного органа МСУ – муниципальные выборы. Глава муниципалитета может быть избран голосованием жителей, представительным органом из своего состава либо из числа кандидатов, представленных губернатором. Вместе с тем глава региона будет вправе вынести руководителям муниципалитетов и местных администраций предупреждение или объявить выговор за ненадлежащее исполнение переданных государственных полномочий. Губернатор также сможет обратиться в представительный орган с инициативой об отставке главы муниципального образования за систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов МСУ.
Проект также предусматривает новые подходы к разграничению компетенции между муниципальными и государственными органами. Определено 27 неотъемлемых полномочий органов местного самоуправления. Среди них – принятие устава, бюджета, установление местных налогов, правил благоустройства. Еще 28 полномочий, в том числе: организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, дорожная деятельность, обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями, охрана окружающей среды, организация образования могут быть закреплены за муниципалитетами законами субъекта РФ.
Предполагается, что после принятия основная часть положений нового закона вступит в силу с 1 января 2023 года, при этом до 1 января 2028 года устанавливается переходный период.
Государственная Дума РФ планирует рассмотреть данный проект во втором чтении после 23 февраля текущего года. При этом будут приняты во внимание мнения и замечания как региональных и местных властей, так и общественников. |