Как безработица, неполная занятость и снижение оплаты труда, уже вполне проявившиеся в агропромышленном комплексе страны, скажутся на социальной стороне бытия работников АПК? Как поведут себя в кризисной ситуации люди, которые живут вдали от города, на которых как раз и держится агропромышленный комплекс региона? И как в условиях кризиса сохранить закрома области и помочь волгоградским аграриям пережить трудности? Депутаты Волгоградской областной Думы попытались выработать для села свой «антикризисный план».
На днях комитет по аграрной политике и природным ресурсам Волгоградской областной Думы провел расширенное заседание на тему: «О ходе реализации областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Волгоградской области на 2008-2012 годы». Наряду с членами комитета по аграрной политике и природным ресурсам: ГУСЕВОЙ, Ильёй КОШКАРЕВЫМ, Виталием ЛИХАЧЕВЫМ, Алексеем САРАФАНОВЫМ, в заседании приняли участие депутаты других профильных комитетов областной Думы: Анатолий БАКУЛИН, Татьяна ЦЫБИЗОВА, Владимир ЕФИМОВ, Ангар ПОЛИЦИМАКО, Владимир ПОПОВ, а также вице-губернатор Александр ШИЛИН, представители администрации Волгоградской области.
Открыл заседание заместитель председателя комитета по аграрной политике и природным ресурсам Алексей САРАФАНОВ, подчеркнув важность развития АПК в условиях мирового финансового кризиса.
Напомним, что с начала 2008 года в области реализуется имеющая статус приоритетного национального проекта Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012гг. В рамках Госпрограммы в области реализуются две федеральные целевые программы: «Социальное развитие села до 2010 года» и «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы». На региональном уровне в соответствии с Госпрограммой депутатами Волгоградской областной Думы была принята областная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса (АПК) Волгоградской области» на 2008-2012 годы.
Эффективное сельское хозяйство.
С докладом о ходе реализации этих программ выступил председатель комитета по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области Александр МОТОРКИН.
Волгоградская область имеет развитое сельскохозяйственное производство и является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в России, говорится в докладе. По размерам сельхозугодий область занимает третье место после Алтайского края и Оренбургской области.
В 2008 году сельхозтоваропроизводители Волгоградской области произвели более 5,3 млн.тонн зерна, около 780 тыс.тонн масличных культур. Столь высокий показатель продуктивности посевов зерновых культур получен впервые в истории Волгоградской области.
За счет инвестиций начата реконструкция трех головных насосных станций и двух магистральных каналов государственных оросительных систем, приобретена дождевальная техника нового поколения, реконструированы поливные участки и смонтированы системы капельного орошения на площади 2000 га.
Определенная стабильность за последний год достигнута в развитии отраслей животноводства. Улучшились производственные показатели, возросла продуктивность скота и птицы. Отдельные хозяйства и в новых экономических условиях находят эффективные пути решения проблем, не только сохраняют, но и наращивают поголовье. Разнообразные природные условия области позволяют успешно развивать все основные отрасли животноводства.
Осуществление государственной поддержки в рамках областной программы позволило направить из областного бюджета более 150 млн.рублей субсидий (за реализованную продукцию животноводства, на поддержку племенного и овцеводства, за комбикорма) и почти 159 млн. рублей субсидий из федерального бюджета. К уровню 2007 года финансирование из федерального бюджета поддержки племенного дела увеличилось вдвое, овцеводства - более чем в три раза. Вдвое возрос размер ставки за 1 тонну реализованного молока (782 руб.- планируемая ставка, 1515,5 руб. фактическая), выплаченной из областного бюджета.
За счет средств областного бюджета произведена компенсация части затрат на выполнение работ по строительству подводящих подъездных путей, ЛЭП, газопроводов, объектов водоснабжения для строящихся животноводческих ферм и комплексов, проведение реконструкции, модернизации ферм и внедрение новых технологий производства животноводческой продукции на сумму более 46 млн. рублей. Компенсированы расходы по уплате первоначального взноса на приобретение технологического оборудования для комплектации вновь строящихся и реконструируемых животноводческих ферм и комплексов на сумму 16,5 млн. рублей.
Крестьянин должен богатеть!
В 2008 году в рамках программы «Развитие АПК Волгоградской области» из областного бюджета личным подсобным хозяйствам предоставлено 154 млн. рублей субсидий за реализуемую продукцию животноводства, что позволило закупить у населения 91,3 тыс. тонн молока и 28 тыс. тонн мяса. Объемы закупок молока увеличились на 17,3% к уровню 2007 года. В целом из областного бюджета 38 тысяч граждан получили субсидии за реализованную продукцию.
Объем субсидируемых кредитов, привлеченных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, личными подсобными хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами составил 1059 млн. рублей. Заемщикам выплачено 62 млн. рублей субсидий из средств федерального и областного бюджетов. В целях увеличения объема выплат субсидий по соглашениям с банками внедряется система реестрового представления субсидий одновременно нескольким заемщикам на их лицевые счета.
- Из бюджетов всех уровней мы поддерживаем очень многие хозяйства области, - отметила председатель комитета по социальной политике областной Думы Ирина ГУСЕВА. - Но для нас важно, чтобы эти деньги шли не только в производство, но и на поддержку работников предприятия. Чтобы у селян была достойная зарплата. Тогда и молодых специалистов будет чем привлечь в АПК.
Государственная задача - обеспечение жильем молодых специалистов.
Развитие социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений Волгоградской области осуществляется в рамках федеральной и областной целевых программ «Социальное развитие села до 2010 года». В 2008 году в рамках реализации этих программ освоено 1339,6 млн. рублей консолидированных средств бюджетов всех уровней. В частности, построено (приобретено) 30 100 кв.м. жилья для граждан, молодых семей (молодых специалистов), проживающих в сельской местности. Сдана в эксплуатацию школа на 92 учащихся в с.Верхний Еруслан Старополтавского муниципального района. Готовится документация о вводе в строй двух спортивных залов в Городищенском и Котельниковском муниципальных районах. Выполнены основные мероприятия по обеспечению сельского населения питьевой водой и газификации области: построено 38,2 км систем водоснабжения, 635,7 км разводящих газовых сетей. Кроме того, ОАО «Газпром» за счет собственных средств построил дополнительно 91 км межпоселковых газопроводов высокого давления стоимостью более 600 млн. рублей.
Важный закон для сельского хозяйства - закон о торговле.
Существует мнение, что кризис - это новое окно возможностей для сельского хозяйства. Это, наверное, так, но вопросы остаются. В связи с кризисом были снижены цены на удобрения, немного на ГСМ. И это сыграло аграриям на руку, дало возможность производить больше и дешевле. А с другой стороны, возросла цена на технику, запчасти, оборудование, семена из-за рубежа. В агрокомплексе сохраняется ряд нерешенных проблем, вызванных объективными причинами. В том числе проблема, связанная с осуществлением взаимодействия местных товаропроизводителей с крупными сетевыми структурами розничной торговли. По мнению депутатов, сегодня торговые сети предлагают невыгодные условия для поставщиков сельскохозяйственной продукции. Недостаточный объем торговой инфраструктуры, отсутствие системного подхода к формированию рынка сбыта сельскохозяйственной продукции, необоснованно высокие торговые наценки приводят к повышению цен на продовольственные товары. Вопрос об участии государства в разрешении конфликтов, возникающих на рынке, стоит давно. Разработка федерального закона о торговле с переменным успехом идет с 2002 года. Его принятие планируется в конце нынешнего года. Закон о торговле - очень серьезный закон для сельского хозяйства, отмечают депутаты. Он поможет облегчить доступ на прилавки продукции волгоградских сельхозпроизводителей, а в конечном итоге защитит кошельки потребителей.
О целевом использовании земли, региональной программе и оптовых рынках.
- Земля сельхозназначения по профилю не используется, не обрабатывается, - отметил в ходе заседания первый заместитель председателя Волгоградской областной Думы Виталий ЛИХАЧЕВ. - В законе об обороте земель сельскохозяйственного назначения есть норма, что, если земля не обрабатывается более трех лет, можно через суд изъять ее в пользу государства. Но пока таких примеров мало. Надо наказывать, штрафовать недобросовестных землевладельцев, чтобы земля не простаивала. Это наносит вред как экономический, так и экологический. На заброшенных землях очень часты пожары. А от этого страдают не только растения и животные, но и люди.
Информацию областной администрации «О ходе реализации областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Волгоградской области на 2008-2012 годы» депутаты приняли к сведению. И рекомендовали комитету по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области разработать областную целевую программу «Развитие агропромышленного комплекса Волгоградской области на 2009-2012 годы» с учетом требований по софинансированию мероприятий, предусмотренных Госпрограммой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012. По мнению парламентариев надо развивать альтернативные формы сбыта продовольственной продукции: оптовые рынки, сбытовая сельскохозяйственная кооперация. Необходимо стимулировать создание отраслевых союзов производителей продукции, заключение соглашения между союзами сельхозтоваропроизводителей, переработчиков и союзами торговых сетей. Создать реестр получателей бюджетных средств, выработать единые критерии оценки эффективности использования средств областного бюджета. |