Владимир Плотников: «Наши ЛПХ помогают кормить страну» Печать

thumb Plotnikov 150921Необходимость трансформации ЛПХ в фермерские хозяйства и развитие сельскохозяйственных кооперативов – стали одними из самых обсуждаемых вопросов в российском обществе. О путях решения этих проблем, а также об актуальных направлениях развития сельского хозяйства «Крестьянской жизни» рассказал президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), заместитель председателя Волгоградской областной думы Владимир Плотников.

– Чем вызван усиленный интерес общественности к предложению ограничить численность поголовья животных в личных подсобных хозяйствах?

– Эта проблема касается не только миллионов владельцев личных подворий, но и десятков миллионов потребителей-горожан. Ведь личные подсобные хозяйства – это важнейшая составляющая российского АПК. Они – реальные кормильцы. В ЛПХ содержится 48% коров, 46% овец и коз, производится 71% мяса КРС, 80% картофеля, 70% овощей. Этот сектор насчитывает более 17 млн хозяйств и обеспечивает 41% российского продовольствия.

– Откуда же взялись такие колоссальные объемы у крестьянских подворий, которые в своей массе далеки от научно-технического прогресса и современных аграрных технологий?

– Владельцы ЛПХ трудятся на самих себя и потому не считаются со временем и силами, с толком расходуют каждый рубль, бережно относятся к имуществу в своих хозяйствах.

Огромный масштаб производства во многом достигнут и благодаря разным формам государственной поддержки, в том числе освобождению от уплаты налогов и сдачи отчетности, субсидированию процентной ставки. Среди 17 млн таких хозяйств численно преобладают крохотные подворья. Есть и огромные, высокотоварные хозяйства, которые занимаются предпринимательской деятельностью и вышли за рамки закона о ЛПХ. Они располагают сотнями гектаров земельных угодий, используют наемную рабочую силу, в них содержатся тысячи овец и свиней, сотни коров.

– И вот теперь возникает вопрос: будут ли введены ограничения поголовья в ЛПХ и куда двигаться таким хозяйствам?

– Первый вариант – это цивилизованный, разумный путь преобразования ЛПХ в КФХ.

Однако сегодня на практике все происходит как раз наоборот – фермеры переходят в ЛПХ. Только за три последних года более 93 тыс. КФХ перерегистрировались в личные подсобные хозяйства. Главная причина – невозможность выполнения жестких ветеринарных, санитарных, экологических и иных требований. К примеру, ферма должна стоять в 500 м от жилья, иметь теплый дезбарьер, крематорий для уничтожения павших животных, биотермические ямы и прочее…

Все эти требования уместны по отношению к крупным животноводческим комплексам. У нас же семейную ферму и крупный животноводческий комплекс причесывают под одну гребенку. Для того чтобы разблокировать путь из ЛПХ в КФХ, устранить с него все препятствия, главным является изменение нормативно-правовых норм, которые регулируют деятельность семейных животноводческих хозяйств. В этом суть проблемы.

Если ее не решить, остается второй, нецивилизованный путь, последствием которого могут быть резкое сокращение поголовья, оскудение продовольственного рынка, рост цен, обнищание сельского населения, отток селян в города.

– Как вы считаете, какая из этих возможностей возобладает?

– Очевидно, что нецивилизованный путь решения проблемы ЛПХ неприемлем. Учитывая особую значимость личных подсобных хозяйств, руководство страны не допустит перекосов и перегибов при принятии решений относительно регулирования деятельности ЛПХ. Именно так высказались на этот счет Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев и министр сельского хозяйства Александр Ткачев.

– Какие меры могли бы помочь движению ЛПХ в фермерские хозяйства?

– Прежде всего необходимо изменить действующие нормативно-правовые акты по содержанию скота и птицы на семейных фермах с учетом особенностей их деятельности как малых форм хозяйствования. Это и разумное удаление хозяйств от дорог и жилья, и возможность построить свой дом на принадлежащих земельных угодьях, и отмена требований по отапливаемым санпропускникам и строительству биотермических ям, и т.д.

Второе – нужно дать возможность регионам самостоятельно определять размеры ЛПХ, исходя из местных условий и особенностей.

Третье – распространение патентной системы налогообложения при переходе ЛПХ в другие формы хозяйствования с уплатой минимально фиксированной суммы один раз в год.

Четвертое – это направление отчетности в статистические органы по самой упрощенной форме.

Пятое – обеспечить доступность всех видов господдержки на семейные фермы, гарантировать им получение погектарной поддержки и субсидий на литр молока, возможность кредитования и т. д.

Шестое – увеличить финансирование ведомственных целевых программ «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» с 6 до 25 млрд рублей. Именно на такую сумму поступили заявки из регионов.

В нашей Волгоградской области эти проекты успешно реализуются. По итогам конкурса 65 начинающих фермеров и 26 семейных животноводческих хозяйств получили господдержку.

– На III Всероссийском съезде сельских кооперативов вы внесли ряд предложений по активизации работы кооперативного движения. А зачем крестьянам нужно объединяться в кооперативы?

– Например, если люди, которые производят молоко в личных подсобных хозяйствах, объединятся в кооперативы, через которые будут сдавать молоко, они смогут получать дотации на каждый литр молока. К тому же кооперация позволит мелким производителям выстраивать экономически выгодные отношения с переработчиками, торговыми сетями, вытеснять посредников. Если по нашей области молоко у производителей закупается в среднем по 12–14 руб. за литр, то его цена, пока оно дойдет до прилавка, увеличивается в разы. Поэтому необходимо на кооперативной основе развивать низовые структуры сбора и сбыта сельхозпродукции, создавать техническую базу.

При этом на каждый рубль, вложенный членами кооператива, должен идти рубль государственной дотаций.

Повышенное внимание государства к проблемам этих хозяйств оправданно. Для нашей области это принципиальные вопросы. Они находятся на особом контроле у нашего губернатора Андрея Ивановича Бочарова.

– Какие изменения произошли в региональном законодательстве в отношении сельского хозяйства?

– По итогам первого полугодия на заседании Волгоградской областной думы, которое состоялось 27 августа, депутаты приняли решение увеличить бюджет сельского хозяйства региона на 392,9 млн руб. Эти деньги пойдут на решение первоочередных задач отрасли.

Источник

 
© Волгоградская областная Дума. Фракция ''Единая Россия'' 2009