На прошедшем 28 мая 2009 года заседании областной Думы депутаты рассмотрели проект поправок в областной бюджет на 2009 год, представленных областной администрацией, и приняли бюджетные корректировки в 1-ом чтении.
Последнюю неделю мая депутаты Волгоградской областной Думы очень плотно работали над поправками в областной бюджет на 2009 год, представленных областной администрацией (проект закона Волгоградской области «О внесении изменений в закон Волгоградской области от 10 декабря 2008 года № 1810-ОД «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»).
Обсуждение главного финансового документа состоялось на заседаниях всех думских комитетов. На прошедшем заседании рабочей группы думского комитета по бюджету, налогам и финансовой политике, работу которого возглавляет Владимир Попов, депутаты рассмотрели блок вопросов, касающихся 1 чтения - основные параметры бюджета - доходы, расходы, дефицит, межбюджетные отношения.
Финансисты областной администрации пояснили, что внесенный в областную Думу законопроект предусматривает корректировку бюджета только на 2009 год, не включая 2010-2011 годы, так как оценить перспективные изменения в нынешних экономически сложных условиях довольно проблематично. По этому же принципу - ежегодная корректировка - пошла и федерация.
Объективная необходимость пересмотра параметров областного бюджета обусловлены кризисными явлениями, а также изменениями федерального бюджета на текущий год.
Руководители комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства областной администрации доложили о принципиальных поправках к первому чтению и заверили депутатов, что все поправки в главный финансовый документ региона вносились исходя из одного принципиального условия - сохранить финансирование всех первоочередных социальных расходов.
Доходная часть областного бюджета на 2009 год в целом будет уменьшена и составит 55 млрд. 404 млн. 436 тыс. рублей.
Предлагаемые изменения доходной части предусматривают уменьшение прогнозируемого объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета на 6 млрд. 229 млн. рублей или на 14,3%. Основные сокращения идут по двум основным налогам - на прибыль - на 5 млрд. 809 млн. рублей и на доходы физических лиц - 1 млрд. 256 млн. рублей.
Изменяются и неналоговые поступления. В частности, на 1 млрд. 123 млн. рублей увеличиваются акцизы по подакцизным товарам, которые с начала года стопроцентно зачисляются в региональные бюджеты от доходного источника. На 4 с лишним млрд. рублей увеличивается размер безвозмездных поступлений в бюджет региона. В основном за счет субсидий и бюджетных трансфертов - это средства, поступающие в бюджет региона из Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Расходы бюджета, с одной стороны, уменьшаются в связи с сокращением доходов на 3 млрд. 796 млн. рублей. С другой стороны, за счет поступлений из федерального бюджета, внебюджетных фондов расходы увеличиваются на 3 млрд. 933 млн. рублей. В итоге бюджетные расходы области в 2009 году увеличиваются на 136 млн. 484 тысячи рублей и составят 60 млрд. 831 млн. рублей.
Дефицит бюджета предлагается увеличить до максимального размера - до 14, 56 процентов или 5 млрд. 426 млн. рублей.
Общий объем межбюджетных трансфертов увеличивается поправками на 539 млн. рублей и составит 22 млрд. 550 млн. рублей. Межбюджетное финансирование растет за счет федеральных средств, поступающих из Фонда содействия реформированию ЖКХ.
При обсуждении региональных доходов дискуссия возникла по собираемости налога на прибыль. Экономисты и финансисты прогнозируют собрать 16,8 млрд. рублей, опираясь на мониторинг платежеспособности 52 предприятий - основных поставщиков налогов в областную казну. Налоговая инспекция не разделяет такого оптимизма и прогнозирует только 14 млрд. рублей сбора налога на прибыль, также исходя из анализа платежеспособности основных плательщиков.
Председатель комитета по экономической, инновационной политике, науке, промышленности и транспорту Владимир Ефимов информировал, что, изучив всю аналитику, комитет считает, что прогноз по сбору налога на прибыль, представленный экономистами обладминистрации, достаточно просчитан, а, значит, реален.
Областных депутатов интересовали, прежде всего, обоснованность прогнозных показаний по доходам и реальность их исполнения. - Ведь, как известно, - сказал Владимир Попов, - доходы определяют расходы. Насколько просчитаны те расходные цифры, которые подвергаются корректировке? Достаточно ли в бюджете средств на зарплату бюджетникам, на выплату обязательных платежей?
По заверению областных финансистов, предусмотренные доходы в бюджете на 2009 год позволяют выполнить весь объем первоочередных социальных расходов. Муниципалитетам также хватит денег на финансирование первоочередных социальных статей. Секвестировались, в первую очередь, инвестиционная составляющая, капитальные вложения, в связи с чем, возникают «проблемы с муниципальными стройками».
Вопрос финансирования строительства стал отдельной темой для дискуссии. Депутатов Татьяну Цыбизову. Владимира Попова, Сергея Булгакова, Ангара Полицимако интересовал принцип формирования перечня муниципальных строек, оставленных для финансирования в 2009 году. По словам областных экономистов и финансистов, таких критериев было три: высокая, свыше 80 процентов, степень готовности объекта, софинансирование из федерального бюджета, а также объекты, вводимые в строй в этом году. - Тогда почему в перечне строек, - уточнила Татьяна Цыбизова, - отсутствует Калачевский родильный дом, степень готовности которого еще в прошлом году составляла свыше 90 процентов?
Финансисты заверили, что расходы на содержание аппарата управления сокращены на 400 млн. рублей за счет сокращения численности работающих, уменьшения фонда оплаты труда, оптимизации расходов на приобретение имущества, машин, компьютеров.
По итогам обсуждения депутаты поддержали предложение Татьяны Цыбизовой пересмотреть отношение к Калачевскому району и внести в перечень строек на 2009 год районный родильный дом.
Владимир Попов призвал чиновников отказаться от практики выхолащивания строительных объектов при наличии четких критериев по отбору строек.
Изменения в региональный бюджет на 2009 год были рассмотрены 27 мая 2009 года на думском комитете по бюджету, налогам и финансовой политике под председательством Владимира ПОПОВА. - В целом, прокомментировал он итоги работы, - комитет согласился с основными параметрами бюджета, представленными областной администрацией. Прогноз поступлений на текущий год обоснован. Доходы просчитаны грамотно, вместе с тем они напряженные для всех, кто собирает налоговые и неналоговые доходы. Установлена очень высокая планка для сбора платежей и финансирования всех программ. Эту планку необходимо будет очень постараться достичь.
Такое секвестирование бюджета мы делаем впервые за последние несколько лет. Основным достижением при всех внесенных изменениях я считаю то, что нам удалось сохранить все расходы, заложенные в бюджете, на социальные программы и обязательства, начиная от зарплаты бюджетникам, предоставления льгот, выплат компенсаций. Социальная нагрузка на бюджет возросла и составляет более 70 процентов.
Считаю, что обсуждение бюджетных поправок было грамотным и подробным: все думские комитеты дали свои предложения. Из 8 комитетов только два дали отрицательное заключение на первое чтение бюджета. Остальные решили, что бюджет надо принимать и двигаться дальше.
Депутаты считают, что использованы не все резервы по наполнению казны деньгами.
В частности, речь идет об улучшении собираемости транспортного налога. Для повышения собираемости депутаты предлагают сделать его «расщепляемым». Сегодня этот областной налог стопроцентно поступает в региональный бюджет. Предлагается часть налога отдавать муниципальным образованиям, чтобы заинтересовать их. Такая практика у нас уже есть: в регионе действовал закон о стимулировании муниципальных образований. Территории, которые собирали больше налоговых и неналоговых платежей, оставляли в своих бюджетах половину от собранного.
Что касается бюджетных расходов на антикризисные меры, то скажу сразу, что средства в бюджете предусмотрены немалые. В регионе действует очень обширная антикризисная программа, по которой работает антикризисный штаб под руководством губернатора области Николая МАКСЮТЫ.
По программам, которые задействованы в антикризисных мерах, регион получает поддержку из федерального центра. Кроме этого, депутаты приняли целый ряд областных законов по поддержке различных отраслей. Для областного бюджета такая поддержка выражается в сотнях миллионов рублей. Речь идет о поддержке промышленности, предпринимательства, о программе занятости. Это серьезная бюджетная помощь, которая стабилизировала ситуацию в области. Думаю, что депутаты примут поправки по выделению дополнительных средств на поддержку строительства, ипотеки, государственных гарантий. Антикризисные статьи - очень важный блок, который имеет в бюджете достойное наполнение. |