– Волгоградская областная Дума приступила к работе, при этом депутатский корпус в значительной степени оказался обновленным, собрав в своих рядах как народных избранников с опытом законотворческой деятельности, так и довольно амбициозных новичков. Каков сейчас настрой парламентариев? Какие чувства вызывает решение депутатов избрать вас председателем Думы, и как вы планируете настраивать депутатов на консолидированную работу?
– Настрой депутатского корпуса самый боевой и позитивный. После предвыборной кампании избиратели выдали нам серьезный кредит доверия, мы не можем обманывать их ожидания, поэтому, безусловно, предстоит большая работа.
При этом нам очень важно наладить взаимодействие с депутатами прошлого созыва для осторожного и взвешенного подхода к принятию решений, для обмена политическим опытом. Их опыт законотворчества ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов. Убежден, взаимодействие «новичков» и депутатов со стажем пойдет на пользу всем и, в первую очередь, на пользу наших избирателей.
Отмечу, выбор председателя Думы был непростым: вначале были длительные консультации, затем выдвижение по линии партии и политсовета «Единой России» и, наконец, голосование делегатов партийной конференции, где каждый кандидат мог выступить со своей программой. К решению коллег-депутатов отношусь со всей серьезностью, считаю его важным шагом, что налагает на меня дополнительную ответственность. И в первую очередь, перед избирателями, которые доверили нам представлять их интересы во власти, перед партией и губернатором. Мы никого не имеем права подвести.
– Как вы оцениваете новую структуру областной Думы? Какие первоочередные задачи необходимо решить?
– Для нас было определенным новшеством то, что активное участие в формировании новой структуры приняли и общественность, представленная региональной Общественной палатой, и депутаты прошлых созывов. Параллельно велась работа и над структурой исполнительной власти. Это не случайно. Все было настроено таким образом, чтобы было понимание, что и исполнительная ветвь власти, и законодательная должны работать в одном направлении. Тогда у нас многое может получиться.
С уверенностью могу сказать: сформированная структура региональной власти отвечает современным требованиям времени. Именно поэтому ряд комитетов Думы объединены и усиленны, дополнительно образованы комиссии. Поэтому на сегодняшний день структура регионального парламента представлена десятью комитетами и двумя комиссиями.
Что касается задач, то каждая из них, без сомнения, важна и актуальна для региона. У нас нет времени на раскачку, поэтому мы постарались решить организационные моменты максимально быстро. Так, у нас остался пакет документов с прошлого созыва – его необходимо уже новым составом рассмотреть и оперативно принять. Уже внесен проект регионального бюджета на следующий год. Депутаты на своих комитетах и комиссиях должны вникнуть, всесторонне изучить этот объемный документ. Большую помощь оказали граждане во время публичных слушаний по бюджету, где каждый мог высказать свои идеи, видение этого важного документа. К сожалению, сегодня денег на все недостаточно, поэтому мы должны все вместе – и простые жители, и руководство области, и депутатский корпус – задуматься, как правильно их освоить.
Кроме того, мы сегодня задумываемся о том, как диалог с жителями сделать постоянным. Есть варианты организации видеоконференций, на которые мы будем приглашать муниципальные власти, общественников. Причем эта связь будет двусторонней: мы сможем объяснять те сложные решения, которые принимаем, а также дадим возможность совместно обсуждать возникающие вопросы.
– Работа с муниципалитетами вам близка, поскольку вы возглавляете Ассоциацию «Совет муниципальных образований Волгоградской области». Будет ли продолжена деятельность в этом направлении?
– Несомненно, работа с муниципальным уровнем будет продолжена. Опираться на муниципалитеты – такая задача поставлена Президентом страны. Это стратегия федерального Правительства и регионального руководства. Для кого мы работаем? Для муниципального уровня, который приближен к нашим территориям и жителям, где власть находится на расстоянии вытянутой руки. И сегодня она должна стать более доступной, должна участвовать во всех политических процессах нашей жизни.
Что касается Ассоциации, то очень своевременно было принято решение о наделении этого органа правом законодательной инициативы, возможностью выдвигать к принятию жизненно важные законы.
Другой вопрос – передача ряда полномочий с уровня сельских поселений на уровень муниципального района. Этим в ближайшее время займется и депутатский корпус и комитет по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию территорий. Мы дискутировали на эту тему, проводили много встреч, изучили опыт соседних регионов. Не все так просто. У нас много идей, и, я надеюсь, что мы их в ближайшее время расставим по значимости и примем соответствующее решение.
– В свое время Михайловка, которую Вы возглавляли, и Михайловский район стали одним целым. Были озвучены плюсы и минусы. На ваш взгляд объединение – это перспективный проект для Волгоградской области?
– На самом деле, мы осознанно пошли на это решение. Впервые эта идея была выдвинута властью, которая работала еще 20 лет назад. Мы изучали их опыт и спрашивали, почему у них не получилось сделать это раньше. Нам повезло: нас услышали сельские думы, местные власти в лице глав сельских поселений, депутатов района и депутатов городского округа. С минимальными затратами нам удалось сделать такое большое дело. Необходимо ли внедрять подобный опыт во всей районы области, сомневаюсь. В любом случае необходимо взвешенно подойти к решению этого вопроса.
Очень многое зависит от региональной власти. Какие льготы и преференции будут предоставлены территориям, которые идут на этот шаг, каковы перспективы развития? Если территории увидят заинтересованность власти в их развитии, а не только желание сократить число административного аппарата, то, уверен, многие задумаются над этим путем развития своего района. Благо существует нормативный инструмент в виде референдумов, а также собранная нами аналитическая база на опыте Михайловке. В частности, на сокращении дублирующих функций чиновников удалось сэкономить 140 миллионов рублей. Для муниципалитета это значительная сумма, которую жители увидели на примере дополнительно отремонтированных дорог, объектов благоустройства, погашенных долгов. Льготы для сельского поселения все сохранены в полном объеме. Для города этих льгот не было. Таким образом, то, что мы не ухудшили ситуацию с объединением двух крупных муниципалитетов – это факт. Тем не менее, плоды данного решения окончательно можно будет оценить лишь через несколько лет. И хотя, безусловно, жители хотят улучшений здесь и сейчас, чудес не бывает.
- Николай Петрович, давайте вернемся к работе Волгоградской областной Думы. Мы уже говорили о депутатах «новичках» и «старожилах». Давайте обсудим то, как будет выстраиваться межпартийный диалог, ведь региональном заксобрании представлены фракции четырех политических партий?
- Хочу заметить, что выборная кампания депутатов областной Думы прошла очень корректно, поэтому я уверен, что такое же корректное взаимодействие депутатов будет продолжено и в стенах парламента, при этом во главу угла будут поставлены не политические амбиции, а исключительно забота об избирателе, который результатами голосований выразил свои партийные предпочтения. Депутаты, которые представлены сегодня в различных думских фракциях, очень грамотные специалисты. Вне всякого сомнения, мы сумеем найти и общий язык, и выстроить диалог, и принимать конструктивные решения.
В нынешнем составе областной Думы впервые руководители двух ключевых комитетов и одной комиссии представляют другие партии, а не, как принято говорить, парламентское большинство. Это комитеты по жилищно-коммунальному хозяйству, жилищной политике и строительству и по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и дорожному хозяйству, а также комиссия по противодействию коррупции. Сегодня важные направления для нашей совместной работы, которая будет вестись на основах взаимопонимания, конкретики без каких-либо скрытых моментов, открыто и публично.
Поэтому я не зря говорил о том, что мы постараемся применить новые подходы для проведения обсуждение вопросов на комитетах, на рабочих группах, чтобы все видели и слышали, как это происходит.
– Глава региона Губернатор Андрей Бочаров неоднократно озвучивал мысль, что развитие агропромышленного комплекса, как одни из приоритетных направлений работы нынешней администрации области. Как Волгоградская областная Дума планирует свою работу в этих направлениях?
– Несомненно, наш регион имеет очень большой потенциал и в аграрной, и в промышленной сферах. Во многом он не реализован, где-то необходимо обеспечить рост и остановить падение темпов производства. На эту тему состоялось заседание профильного думского комитета. На сегодняшний день проведен анализ, сделаны основные акценты, что, например, можно развивать в первую очередь и быстро получить отдачу по налогообложению, что – в перспективе, а где нужно подумать и, может быть, законсервировать до лучших времен. Такая же стратегия сформулирована и по сельскому хозяйству. Выездные совещания, которые прошли в каждом муниципалитете, дали четкую картину происходящего: где в первую очередь необходимо построить дорогу, куда в первую очередь провести газ, где будет возведен какой-либо комплекс и переработка с учетом логистических нюансов. Нельзя уходить в гигантоманию, которая была раньше. Нужно решать проблему в комплексе, с наименьшими затратами, чтобы быть конкурентоспособными не только на российском рынке, но и на зарубежном. Ведь сегодня регион открыт для многих, в том числе и для европейских партнеров. Поэтому та стратегия, то направление развития, которые обозначены руководством Волгоградской области, я уверен, совместными усилиями начнет реализовываться в самое ближайшее время, а какие-то планы – в перспективе. Как сказал на своей инаугурации Губернатор Андрей Бочаров, прошло время давать пустые обещания: сначала просчитайте, а не просто заявляйте, что завтра будет хорошо. Эти слова я очень хорошо для себя запомнил, этим мы, депутаты Волгоградской областной Думы, будем руководствоваться в своей работе.
– Не секрет, что жизнь политика, а тем более руководителя, предполагает публичность и постоянную занятость. Как ваша семья отнеслась к новой должности? Планируете ли переезд в Волгоград?
– Я проживаю в Михайловке, в Волгоград я отправлен в длительную командировку. Семья осталась в Михайловке: младшая дочь учится в школе, в 11 классе, старшая дочь и жена работают. Конечно, я не могу ездить каждый день в Михайловку, даже учитывая то, что там мой избирательный округ. Я провел совещания с руководством района, депутатами, крупными промышленниками, фермерами, предпринимателями, руководителями учреждений и каждого поблагодарил за совместную девятилетнюю работу, заверив при этом, что я их не бросил: интересы жителей Михайловского округа остаются у меня в приоритете, как и интересы жителей всей области. |