Полгода прошло с тех пор, как калачевцы абсолютным большинством голосов доверили представлять свои интересы в областной Думе Анатолию Якунину. С выбором не ошиблись - Анатолий Валентинович не только часто бывает в родном районе и старается выполнить все наказы избирателей, но и ведет большую работу в Думе как председатель комитета по аграрной политике и природным ресурсам. О наиболее актуальных проблемах АПК и путях их решения Анатолий Якунин рассказал нам в интервью.
- Анатолий Валентинович, как вы оцениваете ситуацию сегодня в Калачевском районе?
- Я внимательно изучил обстановку в экономике, в социальной сфере. Могу сказать одно: ситуация под контролем, она управляема. И город, и район не слишком пострадали от кризиса. Я считаю, что в этом заслуга бывшей администрации района и мэрии Калача-на-Дону. Экономика района устойчива. Особенно радует то, что сельхозпроизводители выстояли и практически не снизили объемы производства. «Рассвет», «Ляпичево», «Голубинское», «Крепь» и другие хозяйства показывают стабильные результаты, несмотря на трудный сезон.
В промышленности ситуация, как всегда, сложнее. Около двух тысяч безработных за год - это очень много для Калачевского района. Здесь, опять-таки, надо отдать должное мэрии города: мобилизованы были все ресурсы для того, чтобы организовать общественные работы, переобучение кадров. Понятно, что местные бюджеты ограничены в своих возможностях - но, тем не менее, обвала не произошло. Радует то, что наши традиционные лидеры - филиал ОАО «Волгомост», завод МЖБК, мясокомбинат, хлебозавод - сохранили коллективы и не допустили резкого спада производства. Значит, у экономики района неплохие перспективы.
- Полагаете, что ситуация ухудшаться не будет?
- Думаю, нет. Во всяком случае, объективных предпосылок для этого я не вижу. Сегодня уже понятно: кризис на исходе. Да он, в принципе, и не добрался в полной мере до российской глубинки. Спад потребления, спроса - привычное явление для наших производителей. У тех, кто хорошо работал в предыдущие годы, запаса прочности хватило, чтобы пережить эти времена. Но самое главное то, что сохранилась бюджетная поддержка района со стороны области. Практически, ни одна социально значимая статья бюджета не пострадала.
Обратите внимание: менее всего оказались подверженными кризису отрасли реального производства. В первую очередь, сельское хозяйство. Людям всегда нужна будет продовольственная продукция, и она всегда будет производиться в нужных объемах. Именно такие отрасли станут точками роста в послекризисной экономике региона. Поэтому я лично, как председатель думского комитета по аграрной политике и природным ресурсам считаю главным приоритетом Государственную программу по развитию сельского хозяйства и регулированию продовольственных рынков. Регион обязательно должен в нее войти. Снова настойчиво ставим вопросы поддержки мелкотоварного сельского производства, финансовой устойчивости производителей. Последним необходимо обеспечить софинансирование как из средств областного бюджета, так и за счет привлеченных средств по Государственной программе. Развитие переработки, социальной инфраструктуры села - вот то, что даст нам гарантию продовольственной безопасности и устойчивости селян перед всякого рода кризисами.
- В последние годы все говорят о мировом кризисе, кризисе в нашей стране. Насколько, на Ваш взгляд, отражается это явление на сфере АПК?
- На мой взгляд, кризис в сельском хозяйстве постоянно присутствует в той или иной форме, начиная с крепостного права и совсем в недалекое время, когда были колхозы и совхозы, и собственность на землю была общегосударственная. 20 лет назад, когда началась перестройка, крестьян опять ввели в заблуждение - раздали земельные и имущественные паи, а о финансовой поддержке забыли и бросили крестьян на выживание. Даже в трудные послевоенные годы, когда селяне практически даром трудились на полях и фермах, за трудодни, и «палочки», да и в период «застоя», государство не забывало о деревне. Было четко налажено шефство города нал селом, крупные промышленные предприятия, городские районы оказывали посильную помощь. На уборку, посевную направлялись студенты, рабочие промышленных предприятий, строилось жилье, армия не была в стороне от сельских проблем - военные водители помогали убирать урожай. Перевезут в южных районах зерно, а затем на уборку картофеля и сахарной свеклы, подсолнечника.
Волгоградская область находится в зоне рискованного земледелия. В восьмидесятых годах на территории всей области развернули строительство орошаемых участков. Для этих целей привлекли научные и огромные финансовые ресурсы. К началу 90-х годов в сельском хозяйстве было 5923 дождевальных машин и установок, сейчас около 500. В это время резко увеличилось производство кормов для общественного и личного скота, было 3,5 тыс. кормоуборочных комбайнов, сейчас - 305. В области насчитывалось свыше 651 тыс. голов КРС, на 1 января 2008 года - 71633. В Даниловском, Руднянском районах 6 и 5 голов соответственно, а стадо коров в сельскохозяйственных организациях в этих районах сведено к нулю. Возникает резонный вопрос: как можно так не уважать свой народ, когда правительство закупает за рубежом перемороженную кенгурятину и непонятного происхождения буйволятину и кормит этой отравой свое население? В страну в 2006 году завезено продовольствия и сельскохозяйственного сырья на 17,4 млрд. долларов США. Обидно, что эти немалые деньги ушли на поддержку зарубежных товаропроизводителей, а не в российский АПК. И это в то время, когда уровень поддержки сельского хозяйства в расчете на 1 гектар сельхозугодий в странах Европейского союза составляет около 300 долл.США, в Канаде - 188, США - 324, а в России - 10. Между тем господдержка сельского хозяйства расходной части бюджетов бывших «братских республиках» составляет - в Белоруссии - 20%, Казахстане - 18%, Украине - 10, в проекте на 2010г. по России - 5, хотя в 1990 году из федерального бюджета выделялось 19%.
По итогам первого полугодия расходы на реализацию областной целевой программы «Развитие АПК Волгоградской области» составили 2,4 % к годовым бюджетным назначениям или 18,9 млн.руб. это чуть больше 500 тыс. на сельский район. При таком финансировании сложно вести речь о развитии.
- Где же выход?
- Надо проявить волю всем ветвям власти и повернуться лицом к сельскохозяйственному производству. Те деньги, которые уходят за границу на покупку продовольствия и сырья, обязаны оставаться у российского крестьянина, для повышения плодородия почвы, урожайности и продуктивности животных, а главное для социального развития села.
Тоже происходит и с сельхозмашиностроением, как известно «скорость эскадры определяется скоростью самого тихоходного корабля». Сегодня таким «кораблем» в сельском хозяйстве является материально-техническая база. Жизнь начинается там, куда приходит техника. За последние 15 лет поступление тракторов на село сократилось в 13,4 раза, зерноуборочных комбайнов в 7.4, кормоуборочных - в 8,6 раз, естественно возрастает нагрузка на единицу сельхозтехники, в итоге мы недополучаем сельхозпродукцию, с 1990 года нагрузка на 1 трактор возрасла со 150 га до 274 га, на 1 плуг с 314 до 811 га, посевов на 1 зерноуборочный комбайн с 206 га до 374 га, кукурузоуборочный с 115 до 850 га. Чтобы сельскому хозяйству выйти, например, на уровень 1990 года предстоит невероятно трудная работа. Началом ее должна стать всеобъемлющая долговременная, четкая, подчеркиваю, четкая программа помощи селу, ибо для тех, кто не знает, в какую гавань плыть, нет попутного ветра.
- Расскажите о том, над чем работает сегодня возглавляемый Вами комитет по аграрной политике.
- По сути, мы сформировали комитеты уже в апреле, незадолго перед каникулами. Но удалось сделать многое. Кстати, это лишь так называется: парламентские каникулы. На самом деле большинство депутатов работали в комитетах все лето.
Что касается конкретных мероприятий, то, в первую очередь существует перечень антикризисных мер, разработанный специалистами администрации области совместно с депутатами. В том числе, и в агропромышленном комплексе. Наша задача сейчас - контролировать исполнение этих мероприятий, отслеживать финансирование. В числе первоочередных задач - субсидирование процентной ставки по кредитам для сельхозпроизводителей, расширение лизинговых программ, компенсации на приобретение оборудования и ГСМ. Особенно важной мерой я считаю повышение ставки субсидирования за реализованную продукцию животноводства. Это даст новый толчок развитию местного продовольственного рынка, удержит под контролем цены. Разумеется, хорошим стимулом станет для селян и повышенные ставки субсидий на приобретение дизтоплива и элитное семеноводство.
Комитет предложил также внести изменения в закон Волгоградской области «О разграничении полномочий органов государственной власти Волгоградской области в сфере регулирования земельных отношений». Необходимо расширить перечень полномочий депутатов в этой области. Мы считаем, что в ведении Думы должны находиться следующие полномочия: установление максимальных размеров общей площади земельных участков, которые одновременно могут находиться у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство; установление цены выкупа при предоставлении в собственность садовых, огородных и дачных земельных участков; порядок решений о включении либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов - и некоторые другие. Только таким образом можно навести порядок в региональном землепользовании, где сейчас происходит немало нарушений, да и просто случаев неэффективного использования земель. Мы не можем себе этого позволить. Сегодня на думской фракции «Единая Россия» большая ответственность. «Единая Россия» - партия большинства, она доминирует на всех уровнях российской власти. И ее не за что упрекнуть: в самый тяжелый кризисный момент лишь эта партия выдвигала идеи, впрягалась в работу и показывала результаты. Все остальные набирали очки только на критике «Единой России». Что ж, пусть говорят. Для нас, единороссов, главное - сохранение стабильности в обществе. Стабильность есть - значит, мы работаем не зря. |