Местное самоуправление: как стимулировать работу и обеспечить исполнение полномочий Печать

Thumbnail image30 мая в Волгоградской областной Думе состоялось очередное заседание регионального парламента, прошедшее под председательством и. о. спикера Виталия Лихачева. Одним из главных вопросов повестки дня был парламентский час, посвященный вопросам реализации на территории Волгоградской области федерального закона  № 131-ФЗ от 06 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и развития территориального общественного самоуправления.

Заслушав информацию министра по делам территориальных образований Волгоградской области и председателя контрольно-счетной палаты Волгоградской области по обозначенным вопросам, депутаты отметили, что за годы работы в новых условиях органы местного самоуправления накопили богатый опыт в реализации своих полномочий. Напомним, что Волгоградская область в числе первых регионов приступила к реализации ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - с января 2006 года.
По информации председателя контрольно-счетной палаты Волгоградской области Игоря Дьяченко, в 2010-2011 годах проводился аудит эффективности деятельности органов местного самоуправления по вопросам реализации ФЗ №131. На момент проведения аудита на территории Волгоградской области находилось 1533 населенных пункта в составе 39 муниципальных образований (6 городских округов, 33 муниципальных районов, включая 452 поселения). Контрольное мероприятие показало, что 72 процента органов местного самоуправления поселений и 53 процента муниципальных районов Волгоградской области являются неэффективными при решении вопросов местного значения.

Аудиторы КСП выяснили, что доля фактически решаемых вопросов местного значения при имеющихся финансовых возможностях увеличивается пропорционально увеличению численности населения. Доля решаемых вопросов местного значения достаточно низка – в среднем 39,6 процента. По муниципальным районам доля решаемых вопросов местного значения составила 50-51,7% в районах с численностью населения до 40 тыс. человек и 60,8% - с численностью населения более 40 тыс. человек. Выявлена тенденция: чем больше поселение или муниципальный район, тем больше возможностей решать вопросы местного значения.

Для решения выявленных проблем в организации местного самоуправления в 2012 году Волгоградская область приступила к объединению муниципальных образований в целях повышения их эффективности. Губернатором Волгоградской области была создана комиссия по совершенствованию территориальной организации местного самоуправления в Волгоградской области. В 2012 году с городским округом город Михайловка были объединены сельские поселения Михайловского района, в 2013 году объединились сельские поселения в Николаевском районе.

На парламентском часе отмечалось, что Волгоградская область является признанным лидером в развитии территориального общественного самоуправления. В период с 2006 по 2013 год количество организаций ТОС увеличилось на одну четверть, почти в 11 раз выросло количество организаций ТОС - юридических лиц. В границах ТОС проживает более миллиона человек, что составляет почти 40 процентов от общей численности населения области.
Объем средств областного бюджета, направляемых на поддержку и развитие ТОС, вырос с 30 млн рублей в 2007 году до 236,54 млн рублей в 2012 году. С 2011 года средства на поддержку и развитие ТОС выделяются в рамках долгосрочной областной целевой программы. На реализацию этой программы в 2013 году предусмотрено выделить из областного бюджета 340 млн рублей. Система поддержки ТОС за счет средств областного бюджета базируется на проведении конкурсов и премировании организаций ТОС и местных администраций. На муниципальном уровне поддержка ТОС активизировалась в 2011-2012 годах - в 93 муниципальных образованиях Волгоградской области приняты программы развития ТОС. Основным направлением использования премий ТОС является решение вопросов местного значения. Наибольшие доли средств ТОС были направлены в 2011 году на оплату труда с начислениями - 49 млн руб., или 24,1%; благоустройство - 38,5 млн руб., или 18,9%; культуру, физкультуру и спорт - 21,7 млн руб., или 10,7%; коммунальное хозяйство - 11,4 млн руб., или 5,6%; дорожное хозяйство - 11,7 млн руб., или 5,8%.

Эксперты социсследований отмечают, что бюджеты поселений становятся все меньше, тогда как объем средств, выделяемых ТОС, постепенно растет.

Как показывает практика, ТОС использует бюджетные средства на решение первоочередных вопросов местного значения эффективнее органов местного самоуправления, минуя административные барьеры и привлекая собственные ресурсы. Существует множество примеров из практики, когда одна и та же задача быстрее и с гораздо меньшими финансовыми затратами решалась ТОС, а не исполнительной властью муниципалитета. Так, в Еланском районе на реконструкцию дороги протяженность 2 км одна из местных администрации намеревалась затратить 4 миллиона 800 тысяч рублей, а ТОС «Чапаевское» предложил сделать работу за 840 тысяч, что есть в 6 раз меньше. В результате все работы были выполнены силами ТОС. Другой пример – на установку детской площадки ТОС затратил на 30 процентов меньше средств, чем планировала на эти же работы администрация поселения. При этом ТОС справился с задачей за 4 дня, а администрации понадобилось бы 2 месяца, в том числе на составление технического задания, объявление запроса котировок и т.д.

Учитывая изложенное, в КСП полагают, что назрела возможность использовать накопленный потенциал ТОС для оптимизации системы местного самоуправления в Волгоградской области, которая позволит перераспределить финансовые ресурсы на решение жизненно важных вопросов местного значения. Одним из направлений реализации этой задачи может выступить совершенствование областной целевой программы «Развитие ТОС» путём включения в программу рычагов стимулирования организаций ТОС на инициирование объединения малочисленных поселений.

Было отмечено, что уровень эффективности муниципальных районов по решению вопросов местного значения несколько выше, чем в поселениях. Однако так же как и в поселениях, большая часть муниципальных районов неэффективна - 53,1%, или 17 районов из 32. Наибольшая доля неэффективных муниципальных районов приходится на районы с численностью населения от 20 тыс. до 30 тыс. челеловек, наименьшая - на районы с численностью населения более 40 тыс. человек.
Таким образом, анализ, показал, что почти три четверти поселений и более половины районов Волгоградской области неэффективны в части решения вопросов местного значения, делают вывод специалисты КСП.

Учитывая установленную тенденцию к снижению эффективности деятельности органов местного самоуправления с уменьшением численности населения как в поселениях, так и в районах, низкий уровень самостоятельности ОМСУ поселений, КСП предложила Волгоградской областной Думе рассмотреть вопрос о целесообразности существования настоящего административно - территориального устройства Волгоградской области с учетом не только бюджетно-экономических, но социально-политических аспектов.

Леонид Титов, подводя черту почти двухчасовому обсуждению вопроса, подчеркнул, что главная сегодняшняя проблема органов МСУ – нехватка средств: «29 миллиардов бюджетных денег тратятся на решение вопросов местного значения, но это может обеспечить исполнение только половины возложенных на муниципалитеты полномочий. На чем сэкономить, от чего отказаться? В поселениях, где численность населения составляет около 500 человек, 85 процентов расходов идет на зарплату, а всего 15 процентов - на решение всех других вопросов. Вероятно, в ряде случаев целесообразно укрупнение муниципальных образований. Но происходить оно должно только на добровольной основе», - считает депутат.
Председатель комитета по предпринимательству, малому и среднему бизнесу Андрей Химичев предложил обратиться к Президенту России и Губернатору Волгоградской области с просьбой увеличить объем остающейся на территории региона доли собираемых налогов с тем, чтобы обеспечивать исполнение муниципалитетами возложенных на них полномочий.
«ТОС без поддержки власти не выживет», - согласился депутат Анатолий Галичкин.
Член общественной палаты Волгоградской области Ефим Шустерман сказал, что считает необходимым рассмотреть возможность «отсечения» тех полномочий, которые за долгое время вообще не финансировались и, соответственно, не исполнялись. Кроме того, он предложил издать сборник актуальных вопросов и ответов для ТОС, который поможет им с организацией деятельности.
Депутат Александр Бирюков отметил, что при выработке решений по оптимизации работы ТОС и органов местного самоуправления необходимо в обязательном порядке учитывать интересы людей разных национальностей, населяющих Волгоградскую область.
Депутат Владимир Кабанов сказал, что намерен вынести ряд озвученных на парламентском часе проблем на обсуждение на ближайшем заседании Южно-Российской парламентской Ассоциации – наверняка у парламентариев Юга России не только возникают аналогичные вопросы, связанные с организацией работы органов МСУ, но и имеются пути их решения.
С учетом заслушанной информации и предложений депутатов Дума решила принять за основу проект рекомендаций и доработать его, включив все высказанные конструктивные предложения. За доработанный проект рекомендаций депутаты будут голосовать на одном из очередных заседаний регионального парламента.

 
© Волгоградская областная Дума. Фракция ''Единая Россия'' 2009